Правила пользования библиотекой
- Details
- Created on Thursday, 31 March 2011 09:06
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила пользования государственным учреждением «Витебская областная библиотека имени В.И.Ленина» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом государственного учреждения «Витебская областная библиотека имени В.И.Ленина (далее – Библиотека) и регламентируют взаимоотношения Библиотеки и ее пользователей в процессе библиотечного, информационного и социокультурного обслуживания пользователей.
2. Витебская областная библиотека имени В.И.Ленина является главной универсальной библиотекой Витебской области, координационным и методическим центром сетей библиотек областного уровня. Информационные ресурсы Библиотеки являются общедоступными. Ограничения по их использованию определяются только в целях сохранности особо редких и ценных документов, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
3. Право пользования информационными ресурсами Библиотеки предоставляется юридическим лицам, гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
4. Библиотека обеспечивает библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в читальных залах, отделе абонемента и МБА путем виртуального обслуживания.
5. Библиотека обеспечивает социокультурное обслуживание пользователей через разнообразные формы работы галерейно-выставочного, экскурсионного и культурно-досугового направлений.
6. Библиотека оказывает пользователям основные услуги:
предоставление полной информации о составе фондов и информационных ресурсах Библиотеки;
консультационную помощь в поиске источников информации;
выдачу документов из фондов Библиотеки для временного пользования в читальных залах и отделе абонемента и МБА;
выдачу документов или их копий по межбиблиотечному абонементу и электронной доставке документов;
предоставление доступа к электронным информационным ресурсам.
Библиотека оказывает другие виды услуг, в том числе платные.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
7. Право пользоваться информационными ресурсами Библиотеки обеспечивает читательский билет, который выдается при регистрации в Библиотеке.
8. Для регистрации в качестве пользователя Библиотеки гражданину необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, фотографию размером 3х4 см и сообщить необходимые для регистрации сведения.
9. Дети и подростки в возрасте до 14 лет при регистрации предъявляют свидетельство о рождении или паспорт, а также паспорт одного из родителей (опекунов) или документ от работников детских учреждений (интернатов, школ).
10. При оформлении временного билета читателя разрешается предоставлять любой документ, подтверждающий личность. Временный билет читателя выдается не более 5 раз в течение года.
11. Читательский билет выдается за плату. Льготы по оплате читательского билета не предусмотрены. В случае утери, при наличии механических повреждений (изгибов, заломов, царапин и др.), при смене фамилии, имени, отчества пользователя выдается новый читательский билет за плату на общих условиях.
Билет читателя отдела детской литературы для детей и подростков в возрасте до 14 лет выдается бесплатно.
12. Пользователь должен ознакомиться с данными Правилами и засвидетельствовать согласие по их выполнению личной подписью.
13. Регистрация коллективных пользователей (юридических лиц) осуществляется на основании договора, определяющего порядок предоставления информационно-библиотечных услуг.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
14. Пользователю предоставляется возможность обращаться в Библиотеку как путем непосредственного посещения, так и в режиме удаленного доступа.
15. Для пользователей, непосредственно посещающих Библиотеку, функционирует система читальных залов, дифференцированных по областям знаний и видам документов.
16. Каждому пользователю при регистрации рекомендуется соответствующее структурное подразделение обслуживания.
17. Дети и подростки до 14 лет обслуживаются в отделе детской и юношеской литературы. В исключительных случаях – в других отделах обслуживания на основании заявления одного из родителей (опекунов) или письменного обращения с места учебы, оформленного на фирменном бланке учреждения образования, с обязательным обоснованием необходимости пользования другими отделами обслуживания Библиотеки.
18. Выдача документов из фонда отдела абонемента и МБА осуществляется пользователям библиотеки с регистрацией (пропиской) в г. Витебске в количестве не более пяти изданий сроком на 30 дней. На документы повышенного спроса срок выдачи может быть сокращен до 14 дней. Пользователи имеют права продлить срок пользования изданием при условии его предоставления и отсутствии запросов на него со стороны других пользователей.
19. Обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с данными Правилами и другими локальными нормативными актами Библиотеки, уточняющими взаимоотношения Библиотеки и пользователей.
20. Документы, заказанные пользователем из отдела хранения основного фонда, выдаются в читальный зал соответствующего профиля.
21. При отсутствии необходимого документа в фондах Библиотеки пользователь имеет право оформить заказ на его получение из других библиотек через межбиблиотечный абонемент.
22. Выдача документов и предоставление платных услуг прекращается за 15 минут до закрытия Библиотеки.
23. Библиотека обслуживает пользователей в следующем режиме:
понедельник – четверг: с 10.00 до 21.00;
суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00;
пятница: выходной день.
Накануне государственных праздников Библиотека закрывается на один час раньше.
По отдельному графику работает служба межбиблиотечного абонемента.
24. Библиотека не работает в дни государственных праздников и санитарные дни (первая среда месяца).
25. В исключительных случаях (при проведении мероприятий государственного уровня, технологических сбоях комплекса информационно-технологических систем) Библиотека имеет право вносить изменения в режим работы. Информирование пользователей об изменениях осуществляется заранее через сайт и информационные стенды Библиотеки.
26. Виртуальное обслуживание пользователей осуществляется через сайт Библиотеки (http://vlib.by).
ГЛАВА 4
ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
27. Пользователи Библиотеки имеют право:
посещать Библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
получать во временное пользование документы из фондов Библиотеки;
получать полную информацию о документах из фондов Библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования;
получать консультационную помощь по поиску источников информации и заказу документов;
получать доступ к национальным и мировым базам данных, информационным ресурсам Интернета;
получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу;
бронировать документы на определенное время и продлевать срок пользования документом при отсутствии запросов со стороны других пользователей на данный момент;
использовать в Библиотеке личные технические средства на автономном питании без звуковых сигналов за исключением копировальных приборов (сканеров, аудио-, фото- и видеоаппаратуры), мобильных телефонов и других технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов и информации с экранов мониторов;
проносить в Библиотеку музыкальные инструменты в футлярах;
посещать мероприятия и занятия, проводимые для пользователей в Библиотеке;
получать другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определен Библиотекой и утвержден согласно законодательству Республики Беларусь;
обращаться к руководству Библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по вопросам, связанным с обслуживанием пользователей.
ГЛАВА 5
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
28. Пользователи Библиотеки обязаны:
выполнять данные, другие локальные нормативные акты Библиотеки;
придерживаться режима работы Библиотеки;
проходить перерегистрацию один раз в год в соответствии с установленным Библиотекой порядком. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются;
вовремя сообщать сотрудникам отдела регистрации читателей об изменениях паспортных данных, потере или краже читательского билета, временного билета читателя;
возвращать временный билет читателя в отдел регистрации читателей;
сдавать в гардероб верхнюю одежду, головные уборы;
оставлять в камере хранения зонтики, сумки, портфели и другие вещи размером более 30х30х20 см;
предъявлять для просмотра в отделе регистрации читателей сумки, тетради, пакеты, футляры из-под музыкальных инструментов и другие вещи, разрешенные к вносу в Библиотеку;
предупреждать работников отдела регистрации читателей о вносимых в Библиотеку личных печатных материалах (книгах, журналах, газетах, учебно-методических материалах, изобразительных документах, нотах и других документах);
бережно относиться к полученным в пользование документам и имуществу Библиотеки; сообщать библиотекарю о выявлении повреждений в документе;
сохранять тишину, порядок, чистоту в помещениях Библиотеки;
вежливо относиться к сотрудникам и посетителям Библиотеки;
в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и др.) исполнять требования сотрудников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
29. Пользователям Библиотеки запрещается:
передавать читательский билет другим лицам и пользоваться читательскими билетами других лиц;
выносить документы из читальных залов, а также полученные по МБА за пределы Библиотеки;
выносить документы в другие структурные подразделения без разрешения сотрудника Библиотеки;
вносить в Библиотеку колющие и режущие предметы;
проходить в Библиотеку в неопрятном внешнем виде;
посещать Библиотеку в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических, психотропных, токсичных средств;
входить в Библиотеку с животными, за исключением пользователей с ослабленным зрением и лишенных зрения в сопровождении собаки-поводыря;
осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты, писать на листах бумаги, положенных на документ, и т. д.);
делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков;
брать без разрешения документы, полученные другими пользователями;
принимать еду и цветные напитки в подразделениях обслуживания;
выполнять системные операции в компьютерной сети Библиотеки, переустанавливать программные средства, отключать от сети техническое оснащение, уничтожать и редактировать файлы, созданные другими пользователями;
самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской, агитационной и рекламной деятельностью;
нарушать общественный порядок, пользоваться средствами мобильной связи в отделах обслуживания Библиотеки;
курить в помещениях Библиотеки.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
30. Пользователи Библиотеки, нанесшие вред документам или имуществу Библиотеки (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и др.), покрывают потерю согласно законодательству Республики Беларусь.
31. Пользователи, нарушающие общественный порядок, проявляют неуважение к сотрудникам и пользователям Библиотеки, несут ответственность, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.
32.За нарушение этих Правил пользователь может быть временно ограничен либо лишен доступа к информационным ресурсам подразделений обслуживания Библиотеки.
ГЛАВА 7
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
33. Библиотека имеет право:
вносить дополнения и изменения в данные Правила в установленном порядке;
определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним;
определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь виды и размеры компенсации вреда, нанесенного пользователями;
определять срок ограничения доступа к информационным ресурсам и услугам Библиотеки пользователям, нарушившим эти Правила.
34. Библиотека обязана:
формировать информационные ресурсы, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области библиотечного дела и Уставом Библиотеки;
создавать благоприятные условия для работы пользователей в Библиотеке;
обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей;
сохранять конфиденциальность сведений о пользователях;
информировать пользователей о:
дополнениях и изменениях, вносимых в эти Правила;
изменениях в режиме работы Библиотеки;
видах услуг, предоставляемых Библиотекой.