eye

База даных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База даных «Человек года Витебщины»

База даных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База даных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База даных «Віцебшчына: дакументальная спадчына»

type your text for third image here

База даных «Віцебшчына: дакументальная спадчына»

База даных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База даных «Художники Витебщины»

База даных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База даных «Афганистан. Без права на забвение»

База даных «Каталог подписных изданий»

type your text for 7th image here

База даных «Каталог подписных изданий»

База даных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

type your text for 8th image here

База даных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

Віртуальны праект «Віцебшчына ў вайне 1812 года»

type your text for 9th image here

Віртуальны праект «Віцебшчына ў вайне 1812 года»

Віртуальны праект «Святыя заступнікі Віцебшчыны»

type your text for 10th image here

Віртуальны праект «Святыя заступнікі Віцебшчыны»

Виртуальны праект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

type your text for 11th image here

Виртуальны праект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

  • banner-95-library-2024
  • banner-Bykov-2024

 

  • anons-Vicebski-kraj-2024
  • anons-gramotnyj-potrebitel-13-11-2024
  • anons-LABORATORY 14 11 2024
  • anons-VITEBSK-WITH-LOVE
  • anons-Kotovich-14-11-2024
  • anons-vzglyad-iznutri
  • anons-ExLibris
  • anons-presidential library
  • anons-litres
  • shkola-mastak
  • anons-echz
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
banner-god-kachestva-2024
banner-80-vyzvalennya-Belarusi-2024

Давайте сбережем планету!

davajte-sberezhem-planetu

 

 

Человечество далее не может стихийно строить свою историю,

а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим.

Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа

составляют нечто единое, живущее по общим законам природы.

В. И. Вернадский

 

Планета Земля... Маленькая голубая жемчужина, затерянная в бесконечных холодных мирах космического пространства и ставшая домом для миллиардов живых существ. Жизнью пронизано буквально все пространство нашего мира: вода, земля, воздух. И человечество в течение процесса жизнедеятельности безоговорочно влияет на различные экологические системы. Огромные городские мегаполисы нуждаются во все более увеличивающейся численности машин и механизмов, которые интенсивно выделяют продукты переработки топлива в атмосферу планеты. Параллельно с производством, осуществляется осушение водоемов, и вырубка лесов – зеленых «легких» нашей планеты. Переработка отходов жизнедеятельности человека идет куда более медленными темпами, чем возникновение мусорных свалок на окраинах городов мира.

Исчезновение редких видов вымирающих животных, нарушающее баланс численности и равновесия живых организмов служит серьезным предупреждением человечеству. Примерами, наиболее опасных воздействий является уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в реки и океаны планеты. Загрязнение воды создает проблемы водного дефицита практически на всех материках планеты. Более половины населения испытывает острую нехватку воды пригодной для питья.

Своими действиями люди разрушают сложившиеся связи в устойчивой системе, ведущие к дестабилизации, и далее, как правило – экологические катастрофы. Для того чтобы сосуществовать в гармонии с окружающей средой, каждому человеку необходимо знать, по каким законам она развивается.

Сотрудники общего читального зала предлагают ознакомиться с книгами по данной теме из фонда Витебской областной библиотеки, представленными на выставке «Давайте сбережем планету!».

 

Экология. Охрана окружающей среды. Основы природопользования

 


01
   Акимова, Т. А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда : учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 495 с. – (Золотой фонд российских учебников).


1ЧЗ114574

ББК 20.081я73


Рассмотрены основные проблемы, которые входят в сферу современной экологии. В качестве центрального объекта макроэкологии выступает глобальная экосфера – сочетание современной биосферы и созданной человеком техносферы (система «человек – экономика – биота – среда»), или глобальная эколого-экономическая система. Изложены биологические и социально-экономические основы макроэкологии и результаты 30-летнего эколого-экономического мониторинга. Сконцентрировано внимание на взаимоотношениях экологии и экономики, а также стратегиях преодоления экологического кризиса.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также работников природоохранных и эколого-экономических служб.


02

Алексеенко, В. А. Жизнедеятельность и биосфера : учеб. пособие для вузов / В. А. Алексеенко. – 2-е изд. – Москва : Логос, 2010. – 232 с. – (Новая университетская библиотека).


1ЧЗ93208

ББК 28.081.1я73


Рассматриваются природные и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности в биосфере, эколого-геохимические изменения, характеризующие начальный период формирования ноосферы. Приводятся закономерности развития природных и техногенных изменений в среде обитания человека, а также рекомендации по применению показателей, нормирующих загрязнение геохимических ландшафтов различными поллютантами.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Защита окружающей среды», «Экология», «Геохимия», «Биология», «География». Представляет интерес для аспирантов и специалистов в области химии, биологии, физики и всего комплекса наук о Земле.


03

Валова, В. Д. Экология : учебник для вузов / В. Д. Валова (Копылова). – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К, 2010. – 360 с.


1ЧЗ96245

ББК 28.081я73


Учебник состоит из четырех разделов. В первом разделе рассматриваются живые системы на всех уровнях их организации, но основное внимание уделяется надорганизменным уровням организации живых систем во всем единстве и неразрывности многочисленных связей, закономерностям их проявления (общая экология). Второй раздел посвящен экологии биосферы (глобальная экология), третий – экологии человека. В четвертом разделе рассматриваются экологические проблемы современности, причины возникновения и способы снижения их воздействия на природную среду и предотвращения экологического кризиса (прикладная экология).

Для студентов гуманитарных и экономических специальностей.


Князева, Т. П. Комнатные растения

Волкова, П. А. Основы общей экологии : учеб. пособие / П. А. Волкова. – Москва : ФОРУМ, 2012. – 128 с.


1ЧЗ102313

ББК 28.081я7


Учебное пособие знакомит читателей с основами фундаментальной экологии. Последовательно рассматриваются вопросы популяционной экологии, экологии экосистем и экологии биосферы, а также охраны природы.

Пособие предназначено для школьников старших классов и учителей. Может быть использовано студентами младших курсов вузов, учащимися колледжей и всеми интересующимися экологией.


Неер, Я. ван дер Все о лучших комнатных растениях

Егоренков, Л. И. Охрана окружающей среды : учеб. пособие / Л. И. Егоренков. – Москва : Форум, 2013. – 256 с.– (Высшее образование. Бакалавриат).


ББК 20.1я73

1ЧЗ108308


Рассматриваются основы взаимодействия общества и природы, включая экологические, экономические и правовые, изложены основные закономерности и принципы использования природных ресурсов.

Показаны пути стабилизации эколого-экономической ситуации современного общества в условиях перехода к устойчивому развитию и глобального изменения климата.

Для студентов и бакалавров, обучающихся по специальностям: геоэкология и природопользование, а также для учащихся колледжей.


Логинов, В. Ф. Глобальные и региональные изменения климата: причины и следствия / В. Ф. Логинов. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 496 с.


1ЧЗ80520

ББК 26.234.76


В монографии рассмотрены внешние и внутренние факторы климатических изменений. Особое внимание уделено анализу изменений газового и аэрозольного состава атмосферы под влиянием вулканической и антропогенной деятельности. В работе обсуждаются пространственно-временные особенности и сценарии изменений глобального и регионального климата, в особенности на территориях: России, Беларуси, Украины и Молдовы; Арктики и Антарктики. Рассмотрены вопросы уязвимости и адаптации различных отраслей экономики к изменяющемуся климату, стратегия и меры, принимаемые на международном и национальном уровнях, по уменьшению антропогенного воздействия на климат.

Книга адресуется широкому кругу климатологов, экологов, геофизиков, политологов, а также специалистам в других областях знаний, интересующимся вопросами изменения климата.


Маринченко, А. В. Экология : учеб. пособие для вузов / А. В. Маринченко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К°, 2015. – 304 с. – (Учебные издания для бакалавров).


ББК 20.1я73

1ЧЗ120151


В учебнике изложены основные понятия и законы экологии; проблемы окружающей среды и основные принципы природопользования. Рассмотрены основные источники и загрязняющие вещества атмосферы, гидросферы и литосферы, проблемы сохранения среды обитания, ее влияние на здоровье человека. Представлены государственные, правовые и социальные аспекты охраны окружающей среды, основы экологического мониторинга. Учебник дополнен основными понятиями, терминами и тестами.

Для студентов бакалавриата, изучающих дисциплину «Экология», преподавателей, а также всех тех, кто интересуется вопросами экологии.


Марфенин, Н. Н. Экология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Н. Марфенин. – Москва : Академия, 2012. – 512 с. – (Высшее професииональное образование. Бакалавриат).


1ЧЗ105897

ББК 28.081я73


Рассмотрены основные экологические законы, определяющие существование организмов, популяций и экосистем, их биологическое разнообразие и условия существования, факторы воздействия на них внешней среды, роль живого в преобразовании биосферы, гидросферы и атмосферы Земли, а также роль земного населения в сохранении биологического равновесия.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.


Нил, Дж. Глобальное потепление : Как остановить катастрофу? / Дж. Нил. – Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2013. – 288 с.

 

ББК 20.1

1ЧЗ105879


В книге британского писателя, историка и активиста экологического движения Дж. Нила исследуется проблема изменения климата на современном этапе, дается ясное и доступное объяснение вопросов, связанных с ее научно-техническими, экономическими и политическими аспектами. Критически анализируя глобальную «политику климата», автор выдвигает конкретные предложения по ее изменению с целью предотвращения климатической катастрофы. По мнению Дж. Нила, необходим быстрый переход человечества к низкоуглеродной экономике, основанной на возобновляемых источниках энергии, но это требует решительных действий со стороны гражданского общества, а также серьезных политических и экономических перемен в мире.

Книга предназначена для широкого круга читателей, неравнодушных к глобальным проблемам современности.


Онуприенко, С. П. Стратегия экологической безопасности XXI века = The strategy of ecological safety of the 21st century : теоретико-методолог. и метод. анализ экол. проблем населения Беларуси / С. П. Онуприенко. – Минск : Тесей, 2009. – 302 c. – (Экология мира людей).


ББК 20.1

1ЧЗ100425


В монографии впервые в мировой практике научных исследований осуществлен полномасштабный системно-структурный анализ доминирующих факторов, определяющих многогранные аспекты жизнедеятельности современных людей и окружающей природной среды.

Монография предназначена для научных работников, преподавателей и студентов, а также всех интересующихся проблемами социальной экологии, экологического образования и воспитания.


Протасов, В. Ф. Экологические основы природопользования : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Ф. Протасов. – Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. – 304 с. – (ПРОФИль).


ББК 20.1я723

1ЧЗ108555


Раскрываются основные сведения о Вселенной, в которой мы живем, основные экологические термины и понятия. Рассматриваются источники загрязнений окружающей среды и их классификация, вопросы экологической стандартизации и сертификации, количественные и качественные показатели в атмосфере, воде, почве и продуктах питания, а также Киотский протокол и основы экологического права.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Представляет интерес для студентов вузов и специалистов природоохранных организаций.


Пьядичев, Э. В. Охрана окружающей среды и основы природопользования : учеб. пособие / Э. В. Пьядичев, Р. В. Шкрабак, В. С. Шкрабак ; под общ. ред. В. С. Шкрабака. – Санкт-Петербург. : Проспект науки, 2015. – 224 с.


ББК 20.1я73

1ЧЗ131890


Изложены методы и средства оценки и контроля состояния окружающей среды. Описаны способы и технические средства снижения влияния вредных воздействий. Особое внимание уделено защите окружающей среды в чрезвычайных ситуациях. Рассмотрена природоохранная деятельность на предприятиях. Приведены способы и средства защиты человека от воздействия производственных факторов. Описана система административных методов управления природопользованием, начиная с уровня управления предприятием и заканчивая Государственной службой наблюдения за состоянием природной среды.


Сергейчик, С. А. Экология : учеб. пособие / С. А. Сергейчик. – Минск. : Соврем. шк., 2010. – 389 с. – (Учебное пособие).


1ЧЗ86791

ББК 28.081я73


Рассматривается сущность современной экологии как междисциплинарной области знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе. Изложены цели, задачи, методы и история развития экологии. Дано понятие о среде существования организмов, приведена классификация экологических факторов. Рассмотрены основные положения аутэкологии, популяционной экологии, синэкологии, биогеоценологии, биосферной экологии и теории экосистем. Анализируются проблемы экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов вузов экономического профиля по курсу «Экология».


Тимонова, Е. Т. Основы экологии и охрана окружающей среды : учеб.-метод. пособие для вузов / Е. Т. Тимонова, И. А. Тимонов. – Витебск : ВГТУ, 2011. – 227 с.


1ЧЗ96430

ББК 28.081я73


Рассмотрены вопросы общей экологии, закономерности взаимодействия общества с окружающей средой, экологические аспекты деятельности предприятий легкой промышленности, технологические, санитарно-технические, организационно-правовые мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.


Федорук, А. Т. Экология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Федорук. – 2-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. – 462 с. – (ВУЗ: студентам учреждений высшего образования).


1ЧЗ115298

ББК 28.081я73


Изложены история взглядов, основные положения учения о средах жизни, адаптациях, популяции, биоценозе, экосистеме и биосфере. Акцентируется внимание на структурной организации, классификации, функционировании, динамике и механизмах устойчивости биологических систем, концепции экологической ниши, консорции, экотона, жизненных стратегий и биологического разнообразия. Освещаются вопросы адаптивной морфологии организмов, биоценотические связи, круговороты и биогеохимические циклы веществ в биосфере. На основе концепции экосистемы и биогеоценоза рассматриваются особенности, место и роль в природе лесных, луговых и болотных экосистем.

Для преподавателей и студентов биологических, географических и сельскохозяйственных вузов, учителей, экологов, биологов и географов.


Христофорова, Н. К. Основы экологии : учебник / Н. К. Христофорова. – 3-е изд., доп. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2015. – 640 с. – (Бакалавриат).


1ЧЗ133647

ББК 28.081я73


В учебнике приведены сведения по истории формирования и развития экологии, показан вклад зарубежных и российских ученых в становление основных ее направлений; представлены организменный, популяционный, биоценотический и биосферный уровни экологии; рассмотрены основные экологические факторы и т.д. Дана концепция биосферы, раскрыта ее эволюция и распределение в ней жизни. Многие положения проиллюстрированы примерами.

Третье издание дополнено новыми материалами, особенно по биосфере.

Для студентов, обучающихся по экологическим и биологическим направлениям, аспирантов, учителей школ и старшеклассников, а также для всех интересующихся экологией.


Экологический мониторинг и экологическая экспертиза : учеб. пособие / М. Г. Ясовеев и др. ; под ред. М. Г. Ясовеева. – Минск. : Новое знание : Москва : ИНФРА-М, 2015. – 304 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).


ББК 20.1я73

1ЧЗ119120


Охарактеризованы основные понятия, методы, принципы, нормативно-правовая база экологического контроля окружающей среды; детализированы объекты экологического мониторинга и экспертизы. Приведены методы оценки воздействия на окружающую среду, методика инженерно-экологических изысканий. Рассмотрены основы экологического проектирования, экспертизы и лицензирования.

Освещены принципы и процедура проведения государственной экологической экспертизы крупных проектов.

Для студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих науки о Земле. Будет полезно специалистам в области экологии, экологического мониторинга и проектирования.


Экологический мониторинг и экологическая экспертиза : учеб. пособие / М. Г. Ясовеев и др. ; под ред. М. Г. Ясовеева. – Минск. : Новое знание : Москва : ИНФРА-М, 2015. – 304 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).


ББК 20.1я73

1ЧЗ119120


Охарактеризованы основные понятия, методы, принципы, нормативно-правовая база экологического контроля окружающей среды; детализированы объекты экологического мониторинга и экспертизы. Приведены методы оценки воздействия на окружающую среду, методика инженерно-экологических изысканий. Рассмотрены основы экологического проектирования, экспертизы и лицензирования.

Освещены принципы и процедура проведения государственной экологической экспертизы крупных проектов.

Для студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих науки о Земле. Будет полезно специалистам в области экологии, экологического мониторинга и проектирования.


Тихонова, И. О. Экологический мониторинг водных объектов : учеб. пособие для студентов вузов / И. О. Тихонова, Н. Е. Кручинина, А. В. Десятов. – Москва : Форум : Инфра-М, 2014. – 152 с. – (Высшее образование).


1ЧЗ119743

ББК 26.222я73


Рассмотрены вопросы, связанные с системами мониторинга водных объектов и оценкой антропогенного воздействия на водные объекты. Обсуждено влияние гидродинамических условий на распространение загрязняющих веществ. Рассмотрены задачи и принципы организации систем мониторинга на глобальном и локальном уровнях. Обсуждены комплексные оценки качества воды. Приведены математические модели оценки и прогнозирования качества вод. Дополнительно выделены сведения о биологическом мониторинге водных объектов.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды».


Экология : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. А. В. Тотая. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 411 с. – (Бакалавр).


1ЧЗ126044

ББК 28.081я73


Рассматриваются основные законы экологии, история ее развития как науки, возникновение жизни на Земле и формирование биосферы, излагаются основы учения В. И. Вернадского о биосфере, а также воздействие абиотических и биотических факторов на организмы, организация жизни в биосфере. Описаны глобальные экологические проблемы современности, пути и методы уменьшения загрязнения окружающей среды. Изложены основы экологического нормирования, риска, права, образования и просвещения. Описана система экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования и основ международного сотрудничества в области окружающей среды.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.


Экология и экономика природопользования : учебник для вузов / Э. В. Гирусов и др. ; под ред. Э. В. Гирусова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ, 2014. – 607 с. – (Золотой фонд российских учебников = ЗФ).


ББК 20.1я73

1ЧЗ119749


Рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условиях. Показана история становления экологии как специфической области биологического знания и дальнейшего ее развития вплоть до науки социоприродного статуса. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений. Приводятся способы решения проблем экономики природопользования с использованием экономико-математических моделей.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также специалистов и руководителей предприятий различных форм собственности.


Прикладная экология



Белозерский, Г. Н. Радиационная экология : учебник для вузов / Г. Н. Белозерский. – Москва : Академия, 2006. – 384 с. – (Высшее профессиональное образование).


1ЧЗ81673

ББК 28.081.28я73


Изложены теоретические положения, необходимые для анализа экологических последствий работы ядерных реакторов атомных электростанций, функционирования ядерного топливного цикла, последствий испытания ядерного оружия и накопления радиоактивных отходов. Приведен анализ экологических последствий некоторых радиационных аварий. Даны современные представления о рисках (экологическом и радиационном), о коэффициентах риска и ущербе от различных видов деятельности.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Экология», «Природопользование», «Биоэкология», «Геоэкология».


воронцов лимон

Григорьева, И. Ю. Геоэкология : учеб. пособие / И. Ю. Григорьева. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 270 с. – (Высшее образование — Бакалавриат).


ББК 20.1я73

1ЧЗ109426


Освещены проблемы и история становления геоэкологии как науки; основные понятия и определения в системе геоэкологических знаний; теоретические положения по вопросам строения, динамики и взаимодействия геосфер Земли. Рассмотрены основные виды антропогенных воздействий и реакции на них экосистемы Земли. Приведены формально-логические и теоретико-методические основы организации природных и природно-технических систем; уделено внимание экологическим последствиям функционирования природно-технических систем различных типов: городских, промышленных, сельскохозяйственных, энергетических и др. Дано представление об информационных основах и подходах в геоэкологии.

Для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям «Геология», «География», «Экология и природопользование». Может быть использовано специалистами, занимающимися решением проблем геоэкологии и рационального природопользования.


Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. – Москва : Юрайт, 2016. – 495 с. – (Профессиональное образование).


ББК 20.1я723

1ЧЗ138490


В учебнике рассматривается: влияние и антропогенное воздействие экономики на окружающую среду, экологический мониторинг и риск, основные направления обеспечения экологической безопасности. Представлены методики оценки и контроля вредных веществ различного агрегатного состояния, а также основные инженерные мероприятия по защите окружающей среды. Издание хорошо иллюстрировано, а вопросы для самопроверки помогут закрепить пройденный материал.


Медведева, С. А. Экология техносферы : практикум / С. А. Медведева, С. С. Тимофеева. – Москва : Форум : Инфра-М, 2014. – 200 с. – (Высшее образование).


ББК 20.1я73

1ЧЗ119735


В практикуме рассмотрены методы и методики количественной оценки загрязняющих окружающую среду веществ, оценки их опасности и нормирования. Представлены методики анализа экологического риска и экономического регулирования экологической безопасности техносферы, используемые при оценке влияния промышленных объектов на окружающую среду.


Папа, О. М. Социальная экология : учеб. пособие / О. М. Папа. – Москва : Дашков и К, 2013. – 176 с.


ББК 20.1я73

1ЧЗ113898


В пособии даны основы социальной экологии как нового направления, которое сформировалось на стыке естественных (биология, химия, география и др.) и гуманитарных (социология, культурология, социальная работа, психология) наук. Отражены основные разделы этого курса: теоретические основы экологии, предмет социальной экологии, законы социальной экологии, категориальный аппарат, взаимоотношения между человеком, обществом и окружающей средой, раскрывается понятие «среда человека», описаны ее разнообразные факторы, процесс адаптации к изменяющимся условиям существования. Большое внимание уделено некоторым социально-экологическим проблемам современного общества, развитию экологических общественных движений, формированию экологического права и экологической политике.

Для студентов и преподавателей факультетов социальной работы, социологических и психологических факультетов, а также всех интересующихся проблемами социальной экологии.


Экология. Военная экология : учебник для вузов / В. А. Антонов и др. – Смоленск, 2006. – 724 с.


1ЧЗ70077

ББК 68.89(2Рос)я73


В данном учебнике нашли отражение основные закономерности общей экологии, основы промышленной и военной экологии, включающие вопросы обеспечения экологической безопасности Вооруженных сил РФ, предотвращения загрязнений окружающей среды, ликвидация ее загрязнений и т. д.

Учебник рассчитан на формирование у слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений системы знаний об экономике природы, необходимых для правильного понимания вопросов обеспечения экологической безопасности.


Экология городской среды : учеб. пособие для вузов / А. А. Челноков и др. ; под ред. К. Ф. Саевича. – Минск. : Вышэйшая школа, 2014. – 368 с.


ББК 20.1я73

1ЧЗ132295


Рассмотрены особенности городских экосистем, теория и практика трансформации городской среды, описаны методы оценки, оптимизации и устойчивого развития. Приведены требования экологической безопасности в градостроительстве и управлении развитием городов.

Для студентов естественнонаучных специальностей учреждений высшего образования, а также будет полезно преподавателям и учащимся учреждений среднего специального образования, работникам системы повышения квалификации, специалистам городского хозяйства, проектных организаций, служб охраны окружающей среды организаций, предприятий и учреждений.


Экологическое воспитание детей

 


Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. – Москва : Владос, 2004. – 192 с. – (Библиотека учителя начальной школы).


ББК 74.200.528

1ЧЗ54049


Пособие посвящено экологическому воспитанию младших школьников в рамках туристско-краеведческой деятельности, приведены авторские игры, сценарии праздников, прогулок, экскурсий.

Адресовано учителям школ различного типа, педагогам учреждений дополнительного образования, будет полезно и родителям.


Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию : пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л. П. Молодова. – Минск. : Соврем. шк., 2005. – 512 с.


1ЧЗ60531

ББК 74.100.528


Цель данного пособия – помочь педагогам осуществлять экологическое воспитание детей. Предложено 95 методических разработок экологического содержания, в том числе 51 игровое занятие, 14 бесед, 13 экологических акций, 16 фрагментов праздничных программ.

В пособие включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал. Многие материалы можно использовать в работе не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.

Пособие адресовано воспитателям детских садов, детских домов и интернатов, групп продленного дня, учителям школ, организаторам досуга детей, а также студентам училищ и вузов педагогического профиля.


Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 224 с. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование: учебное пособие).


1ЧЗ105905

ББК 74.100.528я723


В пособии, написанном в соответствии с авторской концепцией экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Книга может быть полезна также студентам дошкольных факультетов педвузов, воспитателям детских садов.


Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для вузов / Т. А. Серебрякова. – 3-е изд., стереотипное. – Москва : Академия, 2010. – 205, с. – (Высшее профессиональное образование).


1ЧЗ94079

ББК 74.102.415я73


В учебном пособии раскрываются как общие вопросы основ экологии, так и методические аспекты организации экологической работы с детьми: ее задачи, содержание, формы и методы. Особое внимание уделяется вопросам воспитания коэволюционного подхода к миру природы.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно работникам дошкольных образовательных учреждений.


Турыгина, С. В. Экологический марафон : игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 121 с. – (Здравствуй, школа!).


1ЧЗ94086

ББК 74.100.528


Природа – дом человечества, поэтому относиться к ней нужно бережно и уважительно. И отношение это нужно воспитывать с детства. Книга «Экологический марафон» поможет вам в этом. Ее авторы разработали план досуговой деятельности экологической направленности.

В книге приводятся различные мероприятия для дошкольников и младших школьников, которые помогут педагогам в воспитании у детей уважения к природе.


Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе : учеб.-метод. пособие / С. С. Маглыш и др. – Минск. : ТетраСистемс, 2008. – 368 с.


ББК 74.200.528

1ЧЗ76769


Пособие разрабатывалось в рамках Президентской Программы «Дети Беларуси». Оно позволяет обеспечивать непрерывное экологическое воспитание школьников во внеклассной работе. В нем предлагаются самые разнообразные формы организации исследовательской, познавательно-практической, культурно-просветительской и природоохранной видов деятельности школьников разного возраста, включающие экологические аспекты.

Пособие предназначено для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков, а также рекомендуется для работников учреждений системы внешкольного воспитания и обучения, организаторов досуга детей в группах продленного дня, студентов колледжей и вузов педагогического профиля.