eye

База данных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База данных «Человек года Витебщины»

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База данных «Витебщина: документальное наследие»

type your text for third image here

База данных «Витебщина: документальное наследие»

База данных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База данных «Художники Витебщины»

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

База данных «Каталог подписных изданий»

type your text for 6th image here

База данных «Каталог подписных изданий»

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

type your text for 7th image here

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

type your text for 8th image here

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

type your text for 9th image here

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

type your text for 10th image here

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

type your text for 11th image here

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

Віртуальны праект «Ад аперацыі «Сувораў» да аперацыі «Баграціён»

type your text for 12th image here

Віртуальны праект «Ад аперацыі «Сувораў» да аперацыі «Баграціён»

  • marafon-Dorogi-Pobedy-2025
  • banner-Vitebsk-Smolensk-2025
  • banner-Vitebsk-Pskov-2025

  • anons-SUCCESS-LABORATORY 18 11 2025
  • anons-ХI-Vítsebskí-kray 2025
  • anons-VITEBSK-EX-LIBRIS 21 11 2025
  • anons-SIMONOV 25 11 2025
  • anons-ExLibris
  • anons-presidential library
  • anons-litres
  • anons-elib-nlb
  • shkola-mastak
  • anons-echz
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС

2025 – Год благоустройства
80 лет Победы. 1945–2025

Буллингу – НЕТ!

bullying

 

 

 

Буллинг в школе не имеет возрастных ограничений и не всегда направлен от более сильных к более слабым. Жертвами могут стать и учителя, и родители, да и сами агрессоры могут меняться местами с объектами их травли. Как пережить травлю, что движет агрессорами? Порой ответы на эти вопросы проще найти в литературе, чем в кабинете психолога.

Отдел периодических изданий предлагает вашему вниманию подборку литературы на данную тему из фондов Витебской областной библиотеки, а также статьи из периодических изданий.

 

 


01

Аудмайер, К. Все на одного. Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайер. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 152 с.


ББК 88.414-99

1ЧЗ143486


Практическое руководство для родителей и педагогов, чьи дети или ученики столкнулись с травлей в школе. Автор предлагает простые, но действенные рекомендации как для случаев, когда ребенок является жертвой издевательств, так и для ситуаций, в которых ребенок ведет себя как агрессор.


02

Бессонова, М. Башня падает / М. Бессонова. – М. : Аквилегия-М, 2021. – 176 с.

 

ББК 84(2)6-44

1ДТ158177

1ЮН162725

 

Повесть о том, что выход есть из любой ситуации. Нужно только приложить немного усилий и поискать его. Нужно поднять голову, снять капюшон и посмотреть по сторонам. И обязательно найдутся люди, которые помогут.


03

Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект : монография / Н. В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева ; М-во образования Респ. Беларусь, Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : ВГУ, 2018. – 171 с.


ББК 74.200.556

1ЧЗ149383


Школа – очень непростой период в жизни ребенка. Это не только период овладевания определенными знаниями. Эта книга расскажет, как грамотно помочь своему ребенку в период взросления и становления личности. Как укрепить детскую самооценку, понять и принять личностные особенности своего ребенка, выстроить с ним поддерживающие отношения. Научит, как решать конфликты с учителями и что нужно сделать для того, чтобы ребенок не подвергался травле одноклассников.


04

Буллинг в школе: причины, последствия, помощь / [сост. Н. В. Котова]. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).


ББК 88.611.3-8 + 74.660.1

1ЧЗ124116


В книге рассматривается проблема буллинга в учреждениях образования. Дано определение буллинга, его отличительные особенности, формы и причины возникновения, способы коррекции. Широко представлена система работы, направленная на профилактику буллинга в школе.


05

Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. – М. : Эксмо, 2015. – 256 с. – (TRUESTORY. Книги, которые вдохновляют).


ББК 88.532.1

1ЧЗ138770


Третья книга известного мотивационного оратора адресована тем, кто подвергается травле и преследованию. Автор на себе испытал, каково это, когда тебя преследуют и оскорбляют: не имея рук и ног, он не раз становился объектом насмешек и издевательств. Ему всегда удавалось справиться со своими противниками, и теперь он делится с читателями своим опытом. Вы узнаете, как превратить преследование в прекрасную возможность; создать зону безопасности внутри себя; следить за своими эмоциями и контролировать собственные реакции на них; выработать стратегию защиты от травли; стать кошмаром для своего преследователя; помочь другим, кто страдает от преследования; быть хозяином своей жизни.


06

Кравцова, М. М. Отверженные : честная книга о детской жестокости / М. М. Кравцова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 237 с. – (Психологический практикум).


ББК 88.611.3-8

1АБ119263


Автор рассказывает о том, что такое буллинг, почему он возникает и возможно ли его избежать, объясняет, как детско-родительские отношения влияют на статус ребенка в коллективе, и что родители могут сделать, чтобы помочь ребенку не стать жертвой преследований, преодолеть неприятие сверстников и не пополнить ряды преследователей самому.


07

Франкел, Э. Крутая! : история о том, как остановить травлю в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга).


1ДТ155398

ББК 88.8


История о том, как остановить травлю в школе. Сэм иногда издевается над детьми в школе, но на самом деле она не злая... Или злая? Учителя и одноклассники хотят помочь Сэм измениться. Но хочет ли этого она сама?


08

Франкел, Э. Смелая! : история о том, как противостоять травле в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга).


1ДТ155396

ББК 88.8


Это история о том, как противостоять травле в школе. Джейла видит, как над Луизой издеваются, однако слишком напугана, чтобы заступиться за свою подругу. Но однажды ее заставляют принять участие в травле. Будет ли она достаточно смелой, чтобы поступить правильно?


09

Франкел, Э. Странная! : история о борьбе с травлей в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга).


1ДТ155396

ББК 88.8


История о борьбе с травлей в школе.

Луиза изменяет в себе все, даже отказывается от любимых пестрых сапожек в горошек, только бы ее больше не дразнили и не называли странной. Но это не помогает. Что еще она может сделать?


 

СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

1. Анисимова, О. С. Кибербуллинг в начальной школе / О. С. Анисимова // Начальная школа. – 2022. – № 5. – С. 61–64.

О профилактической работе с младшими школьниками в контексте проблемы.

2. Ашманов, И. С. Детям необходим IT-иммунитет. Как его сформировать? / И. С. Ашманов ; [беседовала] И. Костромичева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 5. – С. 47–51.

Беседа со специалистом по российским IT-технологиям о деструктивном поведении подростков и деструктивных движениях в целом.

3. Батеева, А. А. Кибервиктимизация как проблема безопасности детей и подростков в современном социуме / А. А. Батеева // Социальная педагогика. – 2021. – № 1. – С. 36–41.

Представлен анализ конструктивных и деструктивных особенностей использования Интернет-ресурсов. Рассмотрены понятия «кибервиктимизация», «кибервиктимность», «киберагрессия» и ее виды (троллинг, кибербуллинг и астротурфинг), представляющие опасность для детей и подростков в киберпространстве и негативно влияющие на процесс их социализации.

4. Близнец, Е. Н. Буллинг в школе: понятие, признаки, помощь / Е. Н. Близнец, А. А. Тарутис // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 9. – С. 51–53.

Явления запугивания, унижения, издевательства над одним из членов детского коллектива сегодня становятся актуальной проблемой не только отдельного коллектива, но и всего общества.

5. Буллинг в школе / [материалы подготовили О. Страпко, С. Корзун] // Школьному психологу и социальному педагогу. – 2021. – № 3. – С. 56–66.

Представлено занятие с элементами тренинга, целью которого является актуализация знаний родителей по проблеме проявления буллинга в школе.

6. Заочинский, М. Внимание, буллинг! / М. Заочинский // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 11. – С. 49–53.

Рассмотрена проблема буллинга в школе.

7. Кривцова, С. В. Школьный буллинг: прояснение понятий / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина, М. П. Малыгина // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 17–28.

Краткий обзор международных и российских научных исследований, связанных с феноменом травли, анализируются этапы введения в науку понятия «буллинг» и близких к нему терминов. Кратко излагается история исследований явлений буллинга в Скандинавских странах и США, проясняются сходство и отличия понятий «буллинг» и «моббинг».

8. Кулагина, И. Стоп, буллинг! / И. Кулагина // Минская школа сегодня. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2021. – № 12. – С. 36–39.

Представлена разработка занятия, основная цель которого – поддержка и участие школьников в создании безопасной и бесконфликтной среды в гимназии.

9. Малышев, Г. Вытеснить буллинг из школ позволит создание безопасной среды / Г. Малышев, Е. Битюцких // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 11. – С. 23–29.

Исследована проблема буллинга в общеобразовательных учреждениях и даны рекомендации по его профилактике.

10. Мелешко, В. Цифровая гигиена и информационная безопасность / В. Мелешко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 8. – С. 12–15.

Рассмотрен опыт введения в школах уроков цифровой грамотности в рамках курсов информатики и ОБЖ.

11. Ничишина, Т. В. Преодоление моббинга в среде младших классов / Т. В. Ничишина // Пачатковая школа. – 2022. – № 8. – С. 12–14.

12. Петрановская, Л. Осторожно: буллинг! Как с этим бороться / Л. Петрановская, Е. Бунимович, Е. Дозорцева ; [беседовала] Р. Цветкова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 5. – С. 18–23.

Беседа с экспертами и педагогами о причинах возникновения агрессии и путях урегулирования конфликтов в подростковой среде.

13. Позняк, М. В помощь детям: творческое пособие по антибуллингу / М. Позняк ; [беседовала] Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2022. – № 9. – С. 28–29.

Руководитель группы по связям компании МТС М. Позняк, рассказала о воркбуке для детей и подростков «Как защититься от травли в интернете и самим не стать хейтерами» выпущенный компанией МТС совместно с ЮНИСЕФ.

14. Расчетина, С. А. Теоретико-методологические основы деятельности школьного социального педагога по профилактике агрессивного поведения обучающихся / С. А. Расчетина // Педагогика. – 2022. – № 8. – С. 80–93.

15. Реан, А. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов / А. А. Реан, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2019. – № 1. – С. 165–177.

Описан ход проведения пилотного исследования распространенности школьной травли (буллинга) в российских школах. На основании ответов 890 старшеклассников (учащихся пяти федеральных округов Российской Федерации, средний возраст – 16 лет) приведены данные о распространенности разных типов буллинга в российских школах.

16. Рекомендации учащимся, педагогам, родителям / подгот. О. Страпко // Школьному психологу и социальному педагогу. – 2020. – № 2. – С. 57–61.

Представлены рекомендации для учащихся, педагогов, родителей, касающиеся проблемы проявления буллинга в школе.

17. Сидорова, Т. Буллинг в школе: кто виноват и что делать? / Т. Сидорова, Е. Петраш // Воспитание школьников. – 2022. – № 3. – С. 3–12.

Представлен обзор российских и зарубежных антибуллинговых программ, даны рекомендации действий в случае буллинга в классе и организации родительского клуба в школе, направленного на противодействию буллингу.

18. Сорока, Е. Кибербуллинг: решение проблемы / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 11. – С. 26–27.

Психолог Р. Закурина предлагает способы преодоления последствий кибербуллинга.

19. Сорока, Е. Педагог: как действовать в ситуации кибербуллинга? / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2022. – № 11. – С. 20–2.

В статье рассмотрена роль педагога в оказании помощи подростку, столкнувшемуся с травлей в интернете.

20. Сорока, Е. Полезные ресурсы по кибербезопасности / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2022. – № 12. – С. 20–21.

Представлена подборка блогов и подкастов, которые помогут разобраться, что такое цифровой этикет, как использовать программы родительского контроля и защитить ребенка от кибербуллинга.

21. Сорока, Е. Я – свидетель кибербуллинга / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2022. – № 10. – С. 30–31.

О роли наблюдателя кибербуллинга, почему, став свидетелем травли в интернете, ребенок молчит и чем это опасно.

22. Стельмах, Н. Буллинг в школе: три взгляда на проблему / Н. Стельмах // Здоровый образ жизни. – 2020. – № 10. – С. 21–25.

В статье раскрыта проблема школьного насилия, представлены советы, как себя вести при травле.

23. Титенкова, Г. П. Буллинг. Не будьте равнодушными! : кейс для классных руководителей для выявления и предотвращения случаев буллинга в учреждениях образования / Г. П. Титенкова // Вестник МГИРО. – 2022. – № 2. – С. 3–10.