
Буллингу – НЕТ!
- Подробности
- Категория: Выставки on-line-2023
- Создано 10.10.2023 08:02

Буллинг в школе не имеет возрастных ограничений и не всегда направлен от более сильных к более слабым. Жертвами могут стать и учителя, и родители, да и сами агрессоры могут меняться местами с объектами их травли. Как пережить травлю, что движет агрессорами? Порой ответы на эти вопросы проще найти в литературе, чем в кабинете психолога.
Отдел периодических изданий предлагает вашему вниманию подборку литературы на данную тему из фондов Витебской областной библиотеки, а также статьи из периодических изданий.
|
|
|
![]() |
Аудмайер, К. Все на одного. Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайер. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 152 с. ББК 88.414-99 1ЧЗ143486 Практическое руководство для родителей и педагогов, чьи дети или ученики столкнулись с травлей в школе. Автор предлагает простые, но действенные рекомендации как для случаев, когда ребенок является жертвой издевательств, так и для ситуаций, в которых ребенок ведет себя как агрессор. |
![]() |
Бессонова, М. Башня падает / М. Бессонова. – М. : Аквилегия-М, 2021. – 176 с.
ББК 84(2)6-44 1ДТ158177 1ЮН162725
Повесть о том, что выход есть из любой ситуации. Нужно только приложить немного усилий и поискать его. Нужно поднять голову, снять капюшон и посмотреть по сторонам. И обязательно найдутся люди, которые помогут. |
![]() |
Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект : монография / Н. В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева ; М-во образования Респ. Беларусь, Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. – Витебск : ВГУ, 2018. – 171 с. ББК 74.200.556 1ЧЗ149383 Школа – очень непростой период в жизни ребенка. Это не только период овладевания определенными знаниями. Эта книга расскажет, как грамотно помочь своему ребенку в период взросления и становления личности. Как укрепить детскую самооценку, понять и принять личностные особенности своего ребенка, выстроить с ним поддерживающие отношения. Научит, как решать конфликты с учителями и что нужно сделать для того, чтобы ребенок не подвергался травле одноклассников. |
![]() |
Буллинг в школе: причины, последствия, помощь / [сост. Н. В. Котова]. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу). ББК 88.611.3-8 + 74.660.1 1ЧЗ124116 В книге рассматривается проблема буллинга в учреждениях образования. Дано определение буллинга, его отличительные особенности, формы и причины возникновения, способы коррекции. Широко представлена система работы, направленная на профилактику буллинга в школе. |
![]() |
Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. – М. : Эксмо, 2015. – 256 с. – (TRUESTORY. Книги, которые вдохновляют). ББК 88.532.1 1ЧЗ138770 Третья книга известного мотивационного оратора адресована тем, кто подвергается травле и преследованию. Автор на себе испытал, каково это, когда тебя преследуют и оскорбляют: не имея рук и ног, он не раз становился объектом насмешек и издевательств. Ему всегда удавалось справиться со своими противниками, и теперь он делится с читателями своим опытом. Вы узнаете, как превратить преследование в прекрасную возможность; создать зону безопасности внутри себя; следить за своими эмоциями и контролировать собственные реакции на них; выработать стратегию защиты от травли; стать кошмаром для своего преследователя; помочь другим, кто страдает от преследования; быть хозяином своей жизни. |
![]() |
Кравцова, М. М. Отверженные : честная книга о детской жестокости / М. М. Кравцова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 237 с. – (Психологический практикум). ББК 88.611.3-8 1АБ119263 Автор рассказывает о том, что такое буллинг, почему он возникает и возможно ли его избежать, объясняет, как детско-родительские отношения влияют на статус ребенка в коллективе, и что родители могут сделать, чтобы помочь ребенку не стать жертвой преследований, преодолеть неприятие сверстников и не пополнить ряды преследователей самому. |
![]() |
Франкел, Э. Крутая! : история о том, как остановить травлю в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга). 1ДТ155398 ББК 88.8 История о том, как остановить травлю в школе. Сэм иногда издевается над детьми в школе, но на самом деле она не злая... Или злая? Учителя и одноклассники хотят помочь Сэм измениться. Но хочет ли этого она сама? |
![]() |
Франкел, Э. Смелая! : история о том, как противостоять травле в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга). 1ДТ155396 ББК 88.8 Это история о том, как противостоять травле в школе. Джейла видит, как над Луизой издеваются, однако слишком напугана, чтобы заступиться за свою подругу. Но однажды ее заставляют принять участие в травле. Будет ли она достаточно смелой, чтобы поступить правильно? |
![]() |
Франкел, Э. Странная! : история о борьбе с травлей в школе / Э. Франкел ; ил. Пола Хефи ; [пер. с англ. Т. Жданович]. – Минск : Попурри, 2020. – 48 с. – (Без буллинга). 1ДТ155396 ББК 88.8 История о борьбе с травлей в школе. Луиза изменяет в себе все, даже отказывается от любимых пестрых сапожек в горошек, только бы ее больше не дразнили и не называли странной. Но это не помогает. Что еще она может сделать? |
СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
1. Анисимова, О. С. Кибербуллинг в начальной школе / О. С. Анисимова // Начальная школа. – 2022. – № 5. – С. 61–64.
О профилактической работе с младшими школьниками в контексте проблемы.
2. Ашманов, И. С. Детям необходим IT-иммунитет. Как его сформировать? / И. С. Ашманов ; [беседовала] И. Костромичева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 5. – С. 47–51.
Беседа со специалистом по российским IT-технологиям о деструктивном поведении подростков и деструктивных движениях в целом.
3. Батеева, А. А. Кибервиктимизация как проблема безопасности детей и подростков в современном социуме / А. А. Батеева // Социальная педагогика. – 2021. – № 1. – С. 36–41.
Представлен анализ конструктивных и деструктивных особенностей использования Интернет-ресурсов. Рассмотрены понятия «кибервиктимизация», «кибервиктимность», «киберагрессия» и ее виды (троллинг, кибербуллинг и астротурфинг), представляющие опасность для детей и подростков в киберпространстве и негативно влияющие на процесс их социализации.
4. Близнец, Е. Н. Буллинг в школе: понятие, признаки, помощь / Е. Н. Близнец, А. А. Тарутис // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 9. – С. 51–53.
Явления запугивания, унижения, издевательства над одним из членов детского коллектива сегодня становятся актуальной проблемой не только отдельного коллектива, но и всего общества.
5. Буллинг в школе / [материалы подготовили О. Страпко, С. Корзун] // Школьному психологу и социальному педагогу. – 2021. – № 3. – С. 56–66.
Представлено занятие с элементами тренинга, целью которого является актуализация знаний родителей по проблеме проявления буллинга в школе.
6. Заочинский, М. Внимание, буллинг! / М. Заочинский // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 11. – С. 49–53.
Рассмотрена проблема буллинга в школе.
7. Кривцова, С. В. Школьный буллинг: прояснение понятий / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина, М. П. Малыгина // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 17–28.
Краткий обзор международных и российских научных исследований, связанных с феноменом травли, анализируются этапы введения в науку понятия «буллинг» и близких к нему терминов. Кратко излагается история исследований явлений буллинга в Скандинавских странах и США, проясняются сходство и отличия понятий «буллинг» и «моббинг».
8. Кулагина, И. Стоп, буллинг! / И. Кулагина // Минская школа сегодня. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2021. – № 12. – С. 36–39.
Представлена разработка занятия, основная цель которого – поддержка и участие школьников в создании безопасной и бесконфликтной среды в гимназии.
9. Малышев, Г. Вытеснить буллинг из школ позволит создание безопасной среды / Г. Малышев, Е. Битюцких // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 11. – С. 23–29.
Исследована проблема буллинга в общеобразовательных учреждениях и даны рекомендации по его профилактике.
10. Мелешко, В. Цифровая гигиена и информационная безопасность / В. Мелешко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2022. – № 8. – С. 12–15.
Рассмотрен опыт введения в школах уроков цифровой грамотности в рамках курсов информатики и ОБЖ.
11. Ничишина, Т. В. Преодоление моббинга в среде младших классов / Т. В. Ничишина // Пачатковая школа. – 2022. – № 8. – С. 12–14.
12. Петрановская, Л. Осторожно: буллинг! Как с этим бороться / Л. Петрановская, Е. Бунимович, Е. Дозорцева ; [беседовала] Р. Цветкова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 5. – С. 18–23.
Беседа с экспертами и педагогами о причинах возникновения агрессии и путях урегулирования конфликтов в подростковой среде.
13. Позняк, М. В помощь детям: творческое пособие по антибуллингу / М. Позняк ; [беседовала] Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2022. – № 9. – С. 28–29.
Руководитель группы по связям компании МТС М. Позняк, рассказала о воркбуке для детей и подростков «Как защититься от травли в интернете и самим не стать хейтерами» выпущенный компанией МТС совместно с ЮНИСЕФ.
14. Расчетина, С. А. Теоретико-методологические основы деятельности школьного социального педагога по профилактике агрессивного поведения обучающихся / С. А. Расчетина // Педагогика. – 2022. – № 8. – С. 80–93.
15. Реан, А. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов / А. А. Реан, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2019. – № 1. – С. 165–177.
Описан ход проведения пилотного исследования распространенности школьной травли (буллинга) в российских школах. На основании ответов 890 старшеклассников (учащихся пяти федеральных округов Российской Федерации, средний возраст – 16 лет) приведены данные о распространенности разных типов буллинга в российских школах.
16. Рекомендации учащимся, педагогам, родителям / подгот. О. Страпко // Школьному психологу и социальному педагогу. – 2020. – № 2. – С. 57–61.
Представлены рекомендации для учащихся, педагогов, родителей, касающиеся проблемы проявления буллинга в школе.
17. Сидорова, Т. Буллинг в школе: кто виноват и что делать? / Т. Сидорова, Е. Петраш // Воспитание школьников. – 2022. – № 3. – С. 3–12.
Представлен обзор российских и зарубежных антибуллинговых программ, даны рекомендации действий в случае буллинга в классе и организации родительского клуба в школе, направленного на противодействию буллингу.
18. Сорока, Е. Кибербуллинг: решение проблемы / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 11. – С. 26–27.
Психолог Р. Закурина предлагает способы преодоления последствий кибербуллинга.
19. Сорока, Е. Педагог: как действовать в ситуации кибербуллинга? / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2022. – № 11. – С. 20–2.
В статье рассмотрена роль педагога в оказании помощи подростку, столкнувшемуся с травлей в интернете.
20. Сорока, Е. Полезные ресурсы по кибербезопасности / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2022. – № 12. – С. 20–21.
Представлена подборка блогов и подкастов, которые помогут разобраться, что такое цифровой этикет, как использовать программы родительского контроля и защитить ребенка от кибербуллинга.
21. Сорока, Е. Я – свидетель кибербуллинга / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2022. – № 10. – С. 30–31.
О роли наблюдателя кибербуллинга, почему, став свидетелем травли в интернете, ребенок молчит и чем это опасно.
22. Стельмах, Н. Буллинг в школе: три взгляда на проблему / Н. Стельмах // Здоровый образ жизни. – 2020. – № 10. – С. 21–25.
В статье раскрыта проблема школьного насилия, представлены советы, как себя вести при травле.
23. Титенкова, Г. П. Буллинг. Не будьте равнодушными! : кейс для классных руководителей для выявления и предотвращения случаев буллинга в учреждениях образования / Г. П. Титенкова // Вестник МГИРО. – 2022. – № 2. – С. 3–10.













































