
Формирование культуры здоровья подрастающего поколения
- Подробности
- Создано 25.04.2013 10:45

Главное для нашего здоровья – чтобы в числе его врагов не оказались мы сами.
Бауржан Тойшибеков
Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Оно помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Хорошее здоровье, если его сохраняют, обеспечивает человеку долгую и активную жизнь. Наука утверждает, что большинство людей, соблюдающих простые правила здорового образа жизни, могут жить до 100 лет и более.
Определяющая роль в обеспечении физического, психического, духовно-нравственного здоровья ребенка в формировании культуры здоровья личности принадлежит семье, семейному воспитанию. Для формирования культуры здоровья в семье, по мнению психологов и педагогов, особенно благоприятным является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок активно усваивает нормы, ценности, правила поведения и обычаи своей культуры, приобретает базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим ценностям. Следовательно, здоровый образ жизни семьи есть источник формирования у ребенка такого личностного качества, как культура здоровья.
Кузьмицкая, А. Здоровье женщины начинается с детства, или Как помочь маленьким девочкам избежать больших женских проблем / А. Кузьмицкая // Здаровы лад жыцця. — 2013. — № 2. — С. 65—67. Что же делать, когда возникают вопросы о воспитании подрастающего поколения? Как и в каком возрасте нужно говорить с будущей женщиной о ее ответственной роли жены и матери, о ее истинной красоте и высоком предназначении? Как помочь юной девушке научиться ценить свое здоровье и свое достоинство? Ображей, О. Н. Дети как объект здоровьесберегающей деятельности семьи / О. Н. Ображей // Весці БДПУ. Серыя 2, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. — 2012. — № 3. — С. 47—50. Сохранение и укрепление здоровья детей в Беларуси является одной из приоритетных задач государства. Решение задач по охране здоровья матери и ребенка осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» и другими законодательными и нормативными правовыми актами. Переходный возраст // Целитель. — 2011. — № 5. — С. 29—30. Непростое время ускоренного физического развития длится с 11–12 до 16–17 лет у девочек и с 12–13 до 17–18 лет у мальчиков. В это время здоровье подростка особенно уязвимо. В статье даются рекомендации, на какие симптомы необходимо обратить внимание родителям, чтобы вовремя обнаружить скрытые опасности и помочь своему ребенку пережить этот непростой для него период. Сибилева, Л. В. Роль семьи в формировании полового самосознания ребенка / Л. В. Сибилева // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 9. — С. 6—10. За последние 60–90 лет в обществе замечено ускорение полового развития детей – отмечается так называемая акселерация. Половое поведение – не изолированная сторона жизнедеятельности человека, оно формируется с самого начала жизни, чему способствуют поведение, установки, ценностные ориентации окружающих людей. Тюрина, И. Ю. Образ жизни семьи — основа формирования культуры здоровья ребенка / И. Ю. Тюрина // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 6. — С. 343—349. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения является одной из актуальных задач настоящего времени. Для формирования культуры здоровья в семье особенно благоприятным является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок активно усваивает нормы, ценности, правила поведения и обычаи своей культуры, приобретает базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим ценностям. Образ жизни семьи представляет собой основной элемент социальной ситуации развития ребенка «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной деятельности», следовательно, здоровый образ жизни семьи есть источник формирования у ребенка такого личностного качества, как культура здоровья. Ушакова, Е. Не повод для переживаний / Е. Ушакова // Здоровье детей : Издательский дом «Первое сентября». — 2012. — № 8. — С. 54—55. Большинство подростков не удовлетворены своей внешностью. Почти каждый из нас может вспомнить то далекое время, когда, вглядываясь в зеркало, он находил у себя какие-нибудь недостатки. Но у некоторых это недовольство собой приобретает патологическую форму, и тогда уже требуется помощь специалиста. Как должны вести себя взрослые, чтобы молодой человек не получил психологическую травму? Шимаковская, С. Ю. И. А. Арямов о роли семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников / С. Ю. Шимаковская // Воспитание школьников. — 2011. — № 1. — С. 65—69. Общеизвестно, что актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников не только не снижается, но с каждым годом приобретает все больший смысл. Решению данного вопроса может способствовать изучение исторического опыта организации и осуществления здоровьесберегающего воспитания и обучения, представленного в трудах русских ученых-педагогов. В статье отражены основные педагогические концепции И. А. Арямова (1884–1958) и его разносторонняя научно-педагогическая и практическая деятельность по вопросам сохранения здоровья детей. Шорина, М. Родителям первоклассников: советы школьного врача / М. Шорина // Здоровье детей : Издательский дом «Первое сентября». — 2011. — № 13 (авг.). — С. 11—13. Совсем скоро ваш малыш пойдет в первый класс. Чтобы переход к новому уровню отношений прошел как можно легче, уже сейчас родители обязаны учить своего малыша сознательно управлять своим поведением. Возможно, ваш ребенок с удовольствием будет ходить в школу, ведь его привлекает новая, взрослая жизнь и ее атрибутика: портфель, пенал, школьная форма. Но уже через несколько дней вы начнете замечать, что интерес начинает пропадать, появляются жалобы на одноклассников, недобрую учительницу, на усталость. Как этого избежать вы узнаете, изучив важнейшие аспекты сохранения здоровья ребенка. Абдрахимова, Л. Минутки безопасности : новые стандарты и навыки ЗОЖ / Л. Абдрахимова // Здоровье детей : издательский дом «Первое сентября». — 2012. — № 2 (янв.). — С. 16—18. Требования новых стандартов к результатам основных образовательных программ созвучны с требованиями по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни. С навыками ЗОЖ школьники могут знакомиться на занятиях по разным дисциплинам и во внеклассной деятельности. Башкова, Л. Н. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения / Л. Н. Башкова // Праблемы выхавання. Серыя «У дапамогу педагогу». — 2010. — № 2. — С. 28—32. В статье рассматривается место культуры здоровья в жизнедеятельности человека и роль образования в ее формировании. Показана взаимосвязь категорий «здоровый образ жизни», «валеология», «педагогическая валеология». Раскрыты функции, структурные компоненты культуры здоровья, уровни и этапы ее формирования у подрастающего поколения. Петрова, Н. Формирование навыков правильного питания : часть воспитания здорового образа жизни / Н. Петрова // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2011. — № 11. — С. 21—24. В формировании правильного пищевого поведения детей и подростков важным является сотрудничество родителей и педагога. Для решения этой задачи необходимо установить эффективное взаимодействие педагогов и родителей. Школа должна участвовать в формировании не только у детей, но и у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширять их осведомленность в этой области. Яворская, С. Здоровье — это гармония / С. Яворская // Здаровы лад жыцця. Серыя «У дапамогу педагогу». — 2012. — № 2. — С. 12—15. Здоровье – это не просто отсутствие болезни, но и физическое, психическое, социальное благополучие. Сегодня следует не только обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Алямовская, В. Г. Здоровье детей — наше общее дело / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование : Издательский дом «Первое сентября». — 2011. — № 13 (авг.). — С. 22—26. Здоровье ребенка – основная, фундаментальная ценность дошкольной педагогики. Но это довольно сложная категория. Что лежит в основе совместной работы семьи и детского сада по оздоровлению детей? Как узнать доверяют ли родители педагогам? Эта статья посвящена совместной работе дошкольного учреждения с семьей. Раскрываются основные концепции совместной деятельности педагогов и родителей. Березка, Т. Мы родом из детства. Развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи / Т. Березка, Л. Волошина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 12. — С. 4—8. В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей здоровья детей неизмеримо возрастает ответственность родителей и педагогов дошкольного образования за здоровое детство и судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить к стремительным преобразованиям социокультурного контекста. Ученые, педагоги-практики, родители – вместе мы должны осмыслить актуальные проблемы времени. Возможно, нужны новые концептуальные идеи, подходы, которые должны лечь в основу оздоровительной работы дошкольных учреждений и семьи. Лозовик, О. «Познаем, играем, творим» : о приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / О. Лозовик // Минская школа сегодня. — 2011. — № 7. — С. 44—49. Сегодня особенно актуальна проблема приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Автор этой статьи считает очень важным воспитание у детей активного отношения к собственному здоровью. Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег, закаливание, полноценное питание должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, жить полноценно и радостно. Ляшенко, М. И. День здоровья педагога / М. И. Ляшенко // Ребёнок в детском саду. — 2011. — № 3. — С. 15—17. Сценарий, посвященный Дню здоровья педагога. Павлюченко, В. По дороге к доброму здоровью : Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста / В. Павлюченко // Пралеска. — 2012. — № 6. — С. 17—19. Программное содержание: – формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей жизни; – выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; – определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; – выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь. Черноусова, В. П. Комплексный подход к оздоровлению дошкольников / В. П. Черноусова // Столичное образование сегодня. — 2011. — № 11. — С. 41—45. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы у ребенка формируются здоровье, личностные качества, интерес к знаниям, раскрываются способности. Для малыша-дошкольника постоянное движение является такой же необходимостью, как дыхание, питание, сон. Основной целью работников дошкольных учреждений должно являться формирование у детей основ здорового образа жизни и организации в дошкольном учреждении здоровьесберегающей среды. Юркова, И. «Если хочешь быть здоров» : об оздоровительной работе в дошкольных учреждениях / И. Юркова // Минская школа сегодня. — 2013. — № 1. — С. 52—56. Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Дошкольные учреждения, будучи первым звеном в системе образования, должны обеспечивать разностороннее развитие детей соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Именно поэтому начальные знания о здоровом образе жизни важно привить детям в раннем возрасте.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СЕМЬЕ








ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ШКОЛЕ




ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ











































