eye

База данных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База данных «Человек года Витебщины»

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База данных «Витебщина: документальное наследие»

type your text for third image here

База данных «Витебщина: документальное наследие»

База данных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База данных «Художники Витебщины»

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

База данных «Каталог подписных изданий»

type your text for 7th image here

База данных «Каталог подписных изданий»

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

type your text for 8th image here

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

type your text for 9th image here

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

type your text for 10th image here

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

type your text for 11th image here

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

type your text for 12th image here

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

  • banner-Vitebsk-Smolensk-2025

  • anons-ROADS OF VICTORY 19 02 2025
  • anons-ZAGURSKAYA
  • anons-IVANOV 20 02 2025
  • anons-ExLibris
  • anons-presidential library
  • anons-litres
  • anons-elib-nlb
  • shkola-mastak
  • anons-echz
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС

К Году благоустройства
К 80-летию Великой Победы

Третьяковская галерея: галерея

tretiakov

 

О ПРОЕКТЕ | РАДИ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ | ГАЛЕРЕЯ | КНИЖНАЯ ПОЛКА | БИБЛИОГРАФИЯ | ССЫЛКИ

 

ГАЛЕРЕЯ

 

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью собрать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства.

 

Ежегодно, начиная с 1856 года, в коллекцию Третьякова поступали десятки, а то и сотни работ. При всей своей расчетливости, Третьяков не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы дела. Суммы, которые он платил за картины и собрания картин, порой превышали десятки тысяч рублей. Третьяков более, чем кто-либо другой из коллекционеров, был лишен вкусовой ограниченности. Считая, что его галерея должна не столько соответствовать его или чьим-то еще вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства, он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения авторитетов, шум критики и недовольство цензуры. Все художники, молодые и уже знаменитые, мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее, потому что уже сам факт покупки картины Третьяковым был актом общественного признания таланта художника.

 

Поначалу все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке. Но уже к концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их не было никакой возможности. В 1872 году началось строительство специального здания картинной галереи — двухэтажное, состоящее из двух больших залов. «Переселение» картин в новое помещение произошло весной 1874 года. С постройкой здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея — частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всей недели для любого посетителя без различия рода и звания.

 

В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве: «...желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». По решению городской думы Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и, как и прежде, пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на свои капиталы, так и на средства, выделяемые думой.

 

В собрании П. М. Третьякова насчитывалось 1287 произведений русской живописи, 518 рисунков и 9 скульптур, а также 75 картин европейских художников — их собрал умерший брат П. М. Третьякова, С. М. Третьяков (ныне эти произведения хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» была официально открыта 15 августа 1893 года. Газета «Новости» писала тогда: «Говорят, будто по покупной цене картин Третьяковская галерея стоит полтора миллиона рублей. Подите-ка, купите ее теперь по этой цене! Ей, милостивые государи, нет теперь цены! Она является беспримерным и бесценным художественным собранием».

 

И действительно, в «Третьяковке» собраны лучшие произведения русской живописи XVIII—XIX столетий: «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Рожь» и «Еловый лес» И. И. Шишкина, «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого, «Березовая роща» и «После грозы» А. И. Куинджи, «Московский дворик» В. Д. Поленова, картины М. В. Нестерова, И. И. Левитана, В. В. Верещагина, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, В. Л. Боровиковского и многих других художников, знаменитых и не очень.

 

После смерти основателя галереи опустевший дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1902—1904 годах весь комплекс усадьбы в Лаврушинском переулке был объединен общим фасадом, построенным по проекту В.М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его из прочих московских достопримечательностей.

  

В начале XX века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев России. Она активно пополнялась произведениями как старого, так и нового русского искусства. Новый период в истории галереи начался после ее национализации в 1918 году. За счет поступлений из экспроприированных частных коллекций количество экспонатов в ней к 1930 году увеличилось в пять раз. В состав галереи влились также собрания ряда малых московских музеев. Коллекции «Третьяковки» были разделены на несколько разделов: древнерусское искусство XII—XVIII веков; живопись XVIII — первой половины XIX века; живопись второй половины XIX века и рубежа XIX—XX веков; русская графика XVIII — начала XX века; русская скульптура XVIII — начала XX века; коллекция антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный (более половины всего собрания галереи) раздел послереволюционной живописи, скульптуры и графики.

 

В наши дни «Третьяковка» обновилась после реконструкции, а собрание картин продолжает ежегодно пополняться произведениями искусства, созданными отечественными художниками. Коллекция Государственной Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Они размещаются не только в основном здании в Лаврушинском переулке, но и в новом здании на Крымском валу.

 

ИЗ СОБРАНИЯ ГАЛЕРЕИ


Портрет государственного канцлера Г. И. Головкина. Никитин И. Н.

tr3-1


Портрет государственного канцлера Г. И. Головкина, 1720-е годы
Никитин И. Н.
Холст, масло, 90,9 X 73,4
 

Иван Никитич Никитин (1690–1742) — художник первой половины XVIII века, «персонного дела мастер». Его художественные взгляды определялись задачами, которые ставило перед искусством государство Петра I. Высокое мастерство, стремление к реализму, утверждение национальных черт в портретной живописи — все это определило достоинства и заслуги Ивана Никитина перед русским искусством.

В приписываемом Никитину портрете «великого канцлера» Г. И. Головкина (1720-е годы) воссоздан облик государственного деятеля, участника петровских преобразований. На обороте холста имеется старинная надпись, в которой сказано о портретируемом, что он «в продолжении канцлерства своего заключил 72 трактата с разными правительствами».

Всем достоинствам Г. И. Головина соответствует и подлинная значительность, с которой он изображен. Благороден его облик, горделива осанка. На его бархатном кафтане — золотые позументы, мерцает орденская звезда. Строгое цветовое построение позволяет выделить на темном фоне обрамленное пепельным «львиным» париком выразительное, энергичное, но несколько усталое лицо дипломата с пристальным проницательным взглядом умных глаз.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784. Аргунов И. П.

tr3-2


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784
Аргунов И. П.
Холст, масло, 67 X 53,6

Иван Петрович Аргунов (1727–1802) происходил из талантливой семьи крепостных, принадлежавшей графам Шереметевым. Известны декоративные и религиозные композиции художника, но лучшие его работы созданы в области портретной живописи. И. П. Аргунов был хорошим педагогом (в частности, он руководил художественным образованием А. П. Лосенко, известного художника, ставшего впоследствии профессором и ректором Академии художеств). Аргуновым была создана целая серия портретов, которые представляют государственных и военных деятелей, придворных, помещиков, крепостных крестьян. Лучшие произведения Аргунова наделены чертами, свойственными национальному русскому искусству. В работах художника чувствуется отсутствует манерность, им присущ бесхитростный, простой взгляд на натуру.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) относится к позднему периоду творчества Аргунова. Светлым взором, с чувством величавого достоинства смотрит на мир изображенная художником молодая женщина. В портрете есть особая классическая уравновешенность и ясность, подчеркивающая благородство модели. Портрет написан в пору, когда повысился интерес к крестьянской теме в искусстве. Он явился предвестником поэтических крестьянских образов Венецианова.

Портрет А. П. Струйской, 1772. Рокотов Ф. С.

tr3-3


Портрет А. П. Струйской, 1772
Рокотов Ф. С.
Холст, масло, 59,8 X 47,5

Федор Степанович Рокотов (1735–1808) – один из талантливейших живописцев второй половины XVIII века. В своих портретах художник воспевал достоинство и духовную красоту человека. Его герои — представители передовой образованной части дворянского общества, в которых «благородство соединено с воспитанием». Его искусство близко гуманистическим идеалам просветительства, созвучно литературным произведениям той поры. Рокотов изображал государственных и военных деятелей, представителей интеллигенции, писателей (драматурга Сумарокова, поэта Майкова). «Изысканнейшим из русских живописцев екатерининского времена» (Грабарь) называют художника за созданные им женские образы: трогательно-печальна его «Неизвестная в розовом платье», очаровательно-прекрасна «В. Е. Новосильцева».

Но, пожалуй, самым привлекательным образом Рокотова является А. П. Струйская. Будто на мгновение появляется из глубины темного, как бы колышащегося фона фигура юной женщины в пепельно-золотом наряде, изображенной в легком изящном повороте. Ее лицо не имеет индивидуальных черт. Это скорее высокое представление художника о прекрасном, одухотворенном, чем портрет конкретной индивидуальности. Нежная приглушенная гамма картины усиливает ощущение некоторой загадочности, недоговоренности, оттеняет душевную тонкость модели.

Портрет Урсулы Мнишек, 1782. Левицкий Д. Г.

tr3-4

 
Портрет Урсулы Мнишек, 1782
Левицкий Д. Г.
Холст, масло, 12 X 57 (овал)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), художник второй половины XVIII века, привнес в портретную живопись того времени много нового. Как продолжатель традиций Антропова он стремился к конкретной характеристике портретируемых. Средствами образной выразительности его портретов становятся поза, жест, колорит. Работам Левицкого свойственна тонкая разработка фактуры тканей, драпировок и кружев. Д. Г. Левицкий известен как автор портретной галереи женских образов, поражающей разнообразием индивидуальных характеристик и высокими живописными достоинствами.

Урсула Мнишек, жена литовского коронного маршала, принадлежала к самому высшему аристократическому обществу. Эту светскую красавицу легко представить среди холодных мраморных колонн и огромных зеркал дворцовых зал в кругу блестящей придворной знати, такой же как и на портрете, светски непринужденной, кокетливо улыбающейся.

Картина написана в характерной для этого периода творчества Левицкого живописной манере, когда поверхность холста уподобляется по своей гладкости и блеску росписи на эмали или по фарфору. Этот живописный прием соответствует задаче данной портретной характеристики — показу внешней холодной красоты Урсулы Мнишек и ее блестящего наряда из атласа, шелка и кружев.

Портрет Д. Н. Хвостовой, 1814. Кипренский О. А.

tr3-5


Портрет Д. Н. Хвостовой, 1814
Кипренский О. А.
Холст, масло, 71 X 57,8

Орест Адамович Кипренский (1782–1836) происходил из семьи крепостного. Получив вольную еще в детстве, он был определен в Академию художеств, которую блестяще окончил в 1805 году по классу исторической живописи. Тем не менее, Кипренский не стал историческим живописцем, а прославился как мастер портрета. В его портретном творчестве с наибольшей полнотой сказались романтические устремления искусства первой трети XIX века. Художник всегда проявлял интерес к миру душевных переживаний человека. Он видел благородство личности в пылкости сердца, в светлых порывах души. Энергичная манера письма, характерная для многих работ мастера, контрасты света и тени передают состояние внутренней взволнованности, присущей большинству портретных изображений художника. Кипренский умел выразить в портрете индивидуальные особенности человека, уловить оттенки его душевного состояния. Прекрасны своей особой одухотворенностью и поэтичностью женские образы Кипренского.

В портрете Хвостовой художник создал образ русской женщины, овеянный душевной гармонией и успокоительной добротой, раскрыл женский характер, особенно хорошо известный по произведениям русской литературы.

Портрет Булахова, 1823. Тропинин В. А

tr3-6


Портрет Булахова, 1823
Тропинин В. А.
Холст, масло, 66 X 55

Василий Андреевич Тропинин (1776–1857) был долгое время крепостным и лишь в 47 лет получил вольную, будучи уже широкоизвестным московским портретистом. Его портреты написаны с большой внутренней теплотой и симпатией. Порой портреты В. А. Тропинина смыкаются с жанровой живописью. Так, в его полотнах «Пряха», «Золотошвейка», «Кружевница», где представлены образы прелестных девушек из народа, введены атрибуты профессии юных мастериц. В портретах 1820-х—1840-х годов художник показывает представителей московского общества. Несмотря на всю простоту и даже будничность обстановки, в которой изображались модели, художник сообщал им определенную поэтичность.

Портрет Булахова (1823) принадлежит к лучшим творениям Тропинина. Предполагают, что здесь изображен известный московский певец, исполнитель популярных русских романсов. Тропинин старается полнее передать то состояние, которое присуще человеку, живущему полнокровной, широкой жизнью. Спокойно и радушно, удобно устроившись в кресле в домашнем халате синего цвета, отороченном серым беличьим мехом и дополненном небрежно повязанным шейным платком, он принимает как бы у себя дома в уютном московском особняке, оторвавшись от чтения, предлагая вам свою сниходительность и доброжелательность.

Юный живописец. Фирсов И.

tr3-7


Юный живописец
Фирсов И.
Холст, масло, 67 X 55

Иван Фирсов (1733 – после 1785) театральный художник и автор декоративных панно-десюдепортов, которому суждено было стать одним из зачинателей жанровой картины в русской живописи. И. Фирсов работал при «малом дворце» в Ораниенбауме в качестве придворного живописца, а в царствование Петра III он стал художником-декоратором при Дирекции императорских театров, где работал до конца жизни.

Картина «Юный живописец», как предполагают, написана в 60-е годы во время пребывания художника в Париже. Она выполнена в жанре «низшего рода», как характеризовала жанровые картины Академия художеств, предпочитавшая произведения на историческую тему. Картина привлекает непосредственностью чувства и трогательной чистотой образов. В скромной обстановке мастерской перед мольбертом изображен мальчик-художник, ему позирует робкая маленькая девочка, которую привела молодая женщина, ее мать. Мягкий ровный свет объединяет изящную цветовую гамму с разработкой различных оттенков розового, серого и серебристого.

На пашне. Весна. Венецианов А. Г.

tr3-8


На пашне. Весна

Венецианов А. Г.

Холст, масло,  51,2 X 65,5


Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) – один из основоположников русской жанровой живописи. В ранний период творчества художник успешно работал как портретист, занимался сатирической графикой. Им были исполнены офорты для «Журнала карикатур», запрещенного Александром I, и сатирические листки 1812 года, высмеивающие французоманию русского дворянства. Но Венецианов популярен, прежде всего, как автор картин из жизни крестьян. Изображая патриархальную деревню, любуясь покоем и тишиной сельской жизни, Венецианов представляет крестьян, исполненных человеческого достоинства и внутренней чистоты. Лучшие произведения были созданы им в тверском имении Сафонково. Из живописной школы, организованной им здесь и просуществовавшей более двух десятилетий, вышли способные художники, мастера интерьера и бытовых сцен.

В картине «На пашне. Весна» изображена как олицетворение весны молодая красавица-крестьянка. Легко и плавно скользит она по полю. Идиллический жанровый сюжет дан художником на фоне нежной картины наступающей русской весны: теплом веет от вспаханных полей, ласково сияет солнце, легкой зеленью опушены леса и кустарники. В гармонии слияния жизни природы и человека заключена суть поэзии картины Венецианова, ее волнующий лиризм.

Всадница, 1832, Брюллов К. П.

tr3-9


Всадница, 1832
Брюллов К. П.
Холст, масло, 291,5 X 206

 

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) был последним крупнейшим мастером русской академической школы живописи. Оставаясь в рамках академического классицизма, Брюллов проявил, тем не менее, интерес к натуре, он умел находить идеальную красоту в реальной действительности, придавая романтическую окраску своим образам. Брюллов проявил блестящий художественный дар в исторической живописи и портрете и создал в этих жанрах замечательные произведения.

Картина «Всадница» (1832) — изображение итальянки Джованины Паччини в жанре парадного портрета. Всадница, спокойная и величественная в своем великолепии и элегантности, изображена на фоне уходящего в глубь картины парка. Движение вздыбленного коня, предгрозовое состояние природы придают романтическую взволнованность картине. В картине проявились характерные черты Брюллова, свойственные многим его произведениям, — его любование идеальной красотой модели, стремление к эффектному композиционному построению, с «целым морем блеска» (Гоголь) палитры художника, все то, благодаря чему современники называли его «великим Карлом».

Сватовство майора, 1848. Федотов П. А.


Сватовство майора, 1848

Федотов П. А.

Холст, масло, 58,3 X 75,4

 

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) открыл новые широкие возможности искусства, показывая различные явления современной жизни. Графические и живописные работы П. А. Федотова обличали явления действительности. Добродушный смех, звучащий в первых картинах художника, сменился безысходной тоской последних произведений («Анкор, еще анкор!», «Игроки»).

Наибольшим успехом при жизни художника пользовалась его картина «Сватовство майора» (1848). Это новелла о разорившемся офицере-дворянине, мечтающем «поправить обстоятельства», женившись на богатой купеческой дочке. Федотов сочинил специальный стихотворный комментарий, «рацею», для широкой публики в стиле раешных стихов излюбленного жанра городского фольклора. В картине проявился талант не только Федотова-жанриста, но и мастера натюрморта и интерьера. В этом он прямой продолжатель традиций Венецианова и его школы. Художник любовно выявляет фактуру предметов и тканей. Вся колористическая гамма, богато разработанная в градациях зеленого и розового, сообщает полотну особую звучность и красочность.

Грачи прилетели, 1871. Саврасов А. К.

tr3-11


Грачи прилетели, 1871
Саврасов А. К.
Холст, масло, 62 X 48,5

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) принадлежит к лучшим представителям национальной пейзажной школы 2-й половины XIX века. Он умел найти красоту родной природы в скромных мотивах и открыть в них подлинную поэзию. Многолетняя педагогическая деятельность Саврасова связана с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, где он руководил пейзажным классом. Член-учредитель Товарищества передвижников, он был активным участником организации вплоть до 1881 года. Это было время наивысшего расцвета творчества А. К. Саврасова.

По словам Бенуа, «символом всего обновления русской живописи», «путеводной звездой» явилась картина мастера «Грачи прилетели», показанная на 1-й передвижной выставк. Обыкновенный уголок сельской местности, изображенный в картине, был наполнен волнующим ощущением весеннего пробуждения природы, показан правдиво и просто. Мягкий, спокойный колорит картины сообщает ей задушевность и поэтичность. Картина «Грачи прилетели» были воспринята как откровение. Она значительно раздвинула границы художественного выражения современной действительности и отношения к ней в пейзажном жанре.

Оттепель, 1871. Васильев Ф. А.

tr3-12


Оттепель, 1871
Васильев Ф. А.
Холст, масло, 53,5 X 107

 

Федор Александрович Васильев (1850–1873) – замечательный пейзажист, сумевший за короткую жизнь создать произведения, вошедшие в золотой фонд русской пейзажной живописи. Васильеву «было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения», — писал о нем И. Н. Крамской.

Картина «Оттепель» принадлежит к числу наиболее значительных произведений художника. Весной 1871 года она получила первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Любопытен тот факт, что Павел Михайлович Третьяков еще до конкурса приобрел ее для своего собрания. Мрачный пейзаж ранней весны с размытой, уходящей в безлюдную даль дорогой, по которой бредут одинокие путники, с унылой заброшенной деревушкой рождает чувство сиротливости и тоски.

Встреча иконы, 1878. Савицкий А. К.

tr3-13


Встреча иконы, 1878
Савицкий А. К.
Холст, масло, 141 X 228

 

Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905) – мастер жанровой картины, характерный представитель передвижничества. Он вступил в Товарищество вскоре после его создания и вся его дальнейшая художественная деятельность была тесно связана с ним. Верный демократическим принципам, Савицкий обращается в своем творчестве к изображению современной жизни народа. Большая преподавательская деятельность Савицкого связана с Техническим училищем рисования Штиглица, Московским училищем живописи, Пензенским художественным училищем.

Основной для искусства Савицкого стала крестьянская тема, которой посвящена и картина «Встреча иконы». Она была показана на VI выставке Товарищества в 1878 году. Полотно было написано в период, когда художник только что возвратился из Франции. Изображенное действие происходит на окраине глухой деревни. В пасмурный холодный день сюда пришли крестьяне, прикоснуться к «чудотворной», привезенной из города.

Московский дворик, 1878. Поленов В. Д.

tr3-14


Московский дворик, 1878
Поленов В. Д.
Холст, масло, 64,5 X 60,1

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) — крупный мастер пейзажа, бытового жанра, исторической композиции, театральной декорации. Преподавательская деятельность Поленова связана с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были И. И. Левитан и К. А. Коровин. С 1878 года В. Д. Поленов — неизменный участник выставок Товарищества передвижников.

Особенно велики заслуги Поленова в области пейзажной живописи. С появлением на передвижной выставке его картины «Московский дворик» стало очевидным, что в своем творчестве художник продолжает традиции лирического пейзажа Саврасова и Васильева. В «Московском дворике» жанровый мотив гармонически слит с пейзажем, в нем показана спокойная, медленная жизнь в одном из старых районов города. Поленов в этой картине вплотную подходит к проблемам пленэрной живописи, уделяет большое внимание передаче воздуха и солнечного света. Еще никогда в русской живописи не появлялись полотна, где была бы достигнута такая чистота цвета, которая обнаружилась в «Московском дворике». «Казалось, будто стоишь перед раскрытым окном и вдыхаешь аромат весны — так от его картин веяло свежестью, новизной, оригинальностью», — писал о Поленове художник В. Н. Бакшеев.

Не ждали, 1884. Репин И. Е.

tr3-15


Не ждали, 1884

Репин И. Е.

Холст, масло, 160,5 X 167,5


Важнейшее место в обширном и разнообразном художественном наследии Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) занимает жанровая живопись, в которой получили социальное осмысление многие характерные явления эпохи. Репин обогатил русскую жанровую живопись новыми живописными достижениями.

На XII передвижной выставке Товарищества в 1884 году была показана его картина «Не ждали». Это полотно, созданное в 80-е годы, воспринималось современниками как отклик на события периода реакции, наступившей после убийства Александра II членами революционной организации «Народная воля». В картине показан момент возвращения ссыльного домой. Очень отчетливо выявлена вся гамма его переживаний и переживаний членов его семьи, вызванных его появлением.

Боярыня Морозова, 1887. Суриков В. И.

tr3-16


Боярыня Морозова, 1887
Суриков В. И.
Холст, масло, 304 X 587,5
 

 Василий Иванович Суриков (1848–1916) – известный русский художник, мастер монументальных исторических композиций, в которых показывает волнующие картины народных трагедий, раскрывает могучие человеческие характеры. Самые значительные полотна художника были созданы в 80-е годы. Они стали гордостью русской школы живописи.

Картина «Боярыня Морозова» — величественная эпопея о русском народе. Сурикова заинтересовало движение раскольников в XVII веке, вызванное реформой церкви. Народ был возмущен грубым и насильственным характером проведения реформы. Среди  приверженцев раскола была боярыня Морозова. Художник показывает момент, когда ее, закованную в цепи, в крестьянских дровнях везут по московским улицам. В шумной взволнованной толпе виднеются странники, монахи, нищие, которые посещали ее дом, ставший центром старообрядчества. Сидящий на снегу юродивый провожает ее благословляющим жестом. В своем полотне В. И. Суриков отдает дань национальному своеобразию русского быта, древней архитектуры, любуется красочностью старинного русского костюма.

После дождя. Плес, 1889. Левитан И. И.

tr3-17


После дождя. Плес, 1889
Левитан И. И.
Холст, масло, 80 X 125

  Исаак Ильич Левитан (1860–1900) – крупнейший русский пейзажист, ученик Саврасова и Поленова, продолжатель лучших реалистических традиций пейзажной живописи. Исключительный творческий дар Левитана позволил ему передать различные состояния жизни природы и вместе с тем глубокие человеческие переживания. С его именем связан расцвет пленэрной живописи в России. Грабарь назвал его «самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа», в произведениях которого «есть дыхание истинной жизни и скрыта подлинная поэзия».

Итогом ежегодных поездок на Волгу, начатых в 1887 году, явились прекрасные пейзажи, повествующие о величавых волжских просторах. Среди них картина «После дождя. Плес», в которой передано то состояние, когда во всем еще чувствуется дыхание омытой только что прошедшим ливнем природы — и в потемневшей от сырости зелени, и в легком волнении водной глади, и в общем ощущении влажности воздуха. Сквозь уходящие тучи уже пробиваются солнечные лучи, сообщающие пейзажу особую динамичность, показывающую непрерывный ход жизни и обновление природы.

 

Девочка с персиками, 1887, Серов В. А.

tr3-18


Девочка с персиками, 1887
Серов В. А.
Холст, масло, 91 X 85

 

Валентин Александрович Серов (1865–1911) – замечательный русский художник, один из крупнейших мастеров русского искусства конца XIX — начала XX века. Серов писал пейзажи, жанры, исторические композиции, картины на античные темы. Наиболее ярко творческое дарование художника проявилось в портретном искусстве.

Портрет «Девочка с персиками» (1887) написан в Абрамцеве, подмосковном имении известного московского мецената С. И. Мамонтова, где изображена его дочь Вера. В портрете все соответствует тому душевному настроению В. А. Серова, которое ощущается в строчках его письма из Италии: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Образ девочки вызывает чувство светлого восхищения юностью, детской непосредственностью, счастьем жизни. «Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине... Раньше об ней не приходилось так упорно думать», — говорил о нем сам художник. Это был первый пленэрный портрет.

Дама в голубом платье, 1897—1900. Сомов К. А.

tr3-19


Дама в голубом платье, 1897—1900

Сомов К. А.
Холст, масло, 103 X 103

 

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) – крупнейший художник группы «Мир искусства». Как и другие мастера этого направления, он испытывал тяготение к стилизации и декоративизму. Он увлекался изображением сцен с персонажами в костюмах арлекинов, маркизов и дам, которые жеманничают и кокетничают, словно на театральных подмостках. Эти образы навеяны искусством рококо. К. А. Сомов известен и как пейзажист. Несомненна его заслуга в развитии книжной графики.

Особого внимания заслуживают портретные работы мастера. Сомов создал интересную графическую серию портретов интеллигенции своего времени. В плане «ретроспективного» восприятия жизни и человека решен цикл женских портретов конца 1890-х — начала 1900-х годов. Лучшим среди них является портрет художницы Лизы Мартыновой — «Дама в голубом». Во всем ее облике чувствуется глубокая затаенная грусть. В подчеркнуто декоративном решении пейзажного фона Сомов как бы передает тот нереальный мир, куда обращены грезы хрупкой женщины с печальным бледным лицом. В образе реальной женщины, перенесенном в вымышленный мир, Сомов хотел передать раздвоенность человека, не нашедшего идеала в своей эпохе.