eye

База данных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База данных «Человек года Витебщины»

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База данных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База данных «Художники Витебщины»

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

База данных «Каталог подписных изданий»

type your text for 7th image here

База данных «Каталог подписных изданий»
  • anons-otzvuki-detstva
  • anons-Vitebsk-history-52
  • anons-Vitebsk-history-53
  • anons-Krizhiovy-shlyah
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 08
  • 09
banner-90-years-library-2019
banner-Bykov-2019

Великий деятель, мыслитель и теоретик театра

stanislavskiy

 

«Не верю!» – фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма российский режиссер-реформатор, актер, педагог и теоретик театра К. С. Станиславский.

 

ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

stanislavskiy-fotoКонстантин Сергеевич Алексеев (Станиславский) родился 5 (17) января 1863 года. Алексеевы были потомственными фабрикантами и промышленниками, специалистами по изготовлению канители – тончайшей золотой и серебряной проволоки, из которой ткалась парча.

В 1878–1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, после начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром. Под домашний театр в доме Алексеевых отвели большой зал. Устраивались праздники с фейерверками и любительскими спектаклями в, так называемом, Алексеевском кружке (1877–1888). В январе 1885 года К. С. Алексеев принял театральный псевдоним в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Еще в 1884 году Станиславский высказал идею создания совершенно нового театрального кружка или общества, где любители смогут «испытать и научно развивать свои силы».

В 1888 году Константин Сергеевич вырабатывает устав Московского общества искусства и литературы и становится одним из его руководителей.

Уже после первых спектаклей критики выводят Станиславского в первые ряды русского актерского искусства. Рядом с ним на сцене блистает Мария Петровна Перевощикова, взявшая сценический псевдоним Лилина. 5 (17) июля 1889 года Станиславский венчается с ней в любимовской церкви.

В марте 1890 года в семье родилась дочь Ксения, но вскоре она заболела пневмонией и 1 мая умерла. В июле следующего года родилась еще одна дочь, которую назвали Кирой...

Целое десятилетие (1888–1898) посвятил Станиславский деятельности в Обществе. Такие спектакли, как «Отелло» У. Шекспира, «Плоды просвещения Льва Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Горькая судьбина» А. Островского, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, постановки «Маленьких трагедий» Пушкина и комедий Мольера, подкупили цельностью режиссерского замысла, слаженной игрой ансамбля актеров, правдивым исполнением ролей. Имя молодого режиссера Станиславского стало широко известным.

Постановки Общества искусства и литературы привлекли внимание В. И. Немировича-Данченко, популярного драматурга, театрального критика и педагога. Он также мечтал о новом театре, правдиво отображающем жизнь.

21 июня 1897 года Станиславский и Немирович-Данченко встретились в отдельном кабинете московского ресторана «Славянский базар». «Знаменитая встреча» – так назовет Станиславский главу своей книги, посвященной этой беседе. «Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы; сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения...».

Труппу будущего театра составили члены Общества искусства и литературы и выпускники по классу Немировича-Данченко из училища филармонии. Пригласили, кроме того, несколько профессиональных актеров со стороны, но со строжайшим отбором.

14 (26) октября 1898 года знаменательная дата в истории мирового сценического искусства – день открытия Художественно-Общедоступного театра. Спектакль «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого встретил восторженный прием зрителей. В первый сезон он идет 57 раз!

17 декабря состоялась премьера «Чайки», пьесы Чехова, уже потерпевшей скандальный провал в Александринском театре. Эта премьера стала подлинным рождением МХТ. Премьера «Чайки» стала театральной легендой, а силуэт летящей чайки – эмблемой МХТа.

В 1902 году Станиславский работает над спектаклями «Мещане» и «На дне» М. Горького. Его привлекает драматургия Горького, в которой он видит художественное осмысление общественно-политических реалий своего времени.

В январе 1904 года, в день рождения Чехова, прошла премьера «Вишневого сада». Станиславский, игравший роль Гаева, с восторгом принял эту пьесу. «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться... – признавался он Чехову. – Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь...».

Специально для экспериментальной работы в поисках новой манеры игры Станиславский создает театральную студию, привлекает к работе бывшего актера МХТ Всеволода Мейерхольда, который увлекался опытами в области условного театра.

Однако же просмотр студийных спектаклей осенью 1905 года заставил Константина Сергеевича усомниться в правильности мейерхольдовских эксперименов. Он закрыл первую творческую лабораторию МХТ и всю тяжесть материального ущерба возложил на себя.

В январе 1906 года руководство МХТа решило отправить труппу на гастроли за рубеж. Там Станиславского называют «гениальным актером», газеты заполнены статьями и фотографиями. По всей Средней Европе театр прошел триумфально.

В сезон 1906–1907 годов Станиславский начал, по его словам, «присматриваться к себе и к другим во время работы в театре». Он уже накопил большой сценический опыт, требовавший обобщения, анализа, проверки. Постепенно репетиции Станиславского превращаются в уроки, театр – в лабораторию, где производятся все новые опыты, иногда спорные. Пайщики театра предоставляют ему право выбирать «для исканий» одну пьесу в сезон. Одной из таких пьес становится «Синяя птица» М. Метерлинка (1908) – триумф Станиславского. «Пьесой для исканий» становится и шекспировский «Гамлет».

В 1910 году, оторванный от театра длительной болезнью, Станиславский углубляется в изучение «жизни человеческого духа» актера на сцене. Он открывает все новые элементы своей «системы», уточняет те законы, которые лежат в основе актерского искусства.

С помощью своего ближайшего друга и соратника Л. А. Сулержицкого он создает в 1912 году при МХТе так называемую Первую Студию для молодых актеров.

В 1916 году Станиславский открывает вторую студию, ее возглавляет режиссер МХТа В. Мчеделов, а в 1918 году Константи́н Серге́евич возглавил Оперную студию при Большом театре.

В 1922 году Художественный театр во главе со Станиславским уезжает за границу на длительные гастроли.

По предложению американского издательства Станиславский начинает работу над книгой о театре. Издатели требуют сдать рукопись в срок, и режиссеру приходится писать урывками. Книга «Моя жизнь в искусстве» выйдет в 1924 году в Бостоне, а на русском – в 1926 году.

В 1926 году Оперная студия получает театральное помещение на Большой Дмитровке. Константин Сергеевич проводит репетиции.

В январе 1926 года на московских улицах появляется афиши, извещающие о премьере «Горячего сердца» А. Островского. После выходят «Дни Турбиных».

К тридцатилетию МХАТ Станиславский последний раз вышел на сцену. Исполняя роль Вершинина в «Трех сестрах» Чехова, на сцене он почувствовал себя дурно, едва доиграл акт и слег. Тяжелое сердечное заболевание лишило его возможности выступать на сцене.

В сезон 1932–33 гг. Константин Сергеевич выпускает спектакли «Мертвые души» по Гоголю и «Таланты и поклонники» А. Н. Островского.

Планы организации Театральной академии завершились весной 1935 года открытием государственной Оперно – драматической студии.

Январь 1938 года. Празднование 75-летия Станиславского превращено советским правительством в официальное торжество. Леонтьевский переулок, где живет Константин Сергеевич, переименовали в улицу Станиславского. Уже смертельно больному Станиславскому принесли верстку его книги «Работа актера над собой» для подписи к печати. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года. «Станиславский не боялся смерти, – пишет в своих воспоминаниях Ю. А. Бахрушин, сын основателя московского Театрального музея, – но ненавидел ее как противоположность жизни».

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

arrow Народный артист СССР (1936)

arrow Орден Ленина (1937)

arrow Орден Трудового Красного Знамени (1938)

arrow Почётный академик Петербургской академии наук (позже РАН (1917)

arrow Почётный академик АН СССР (1925)

ССЫЛКИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин, Н. Система Станиславского и советский театр / Н. Абалкин. — М.: Искусство, 1954. — 394 с. — (Всероссийское театральное общество).

2. Актерский тренинг по системе Станиславского : упражнения и этюды / сост. О. Лоза. — М : АСТ, 2010 — 192 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

3. Блок, В. Б. Система Станиславского и проблемы драматургии / В. Б. Блок. — М. : Всерос. театр. о-во, 1963. — 195 с.

4. Галендеев, В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове : учеб. пособие / В. Н. Галендеев. — Л. : ЛГИТМИК, 1990. — 147 с.

5. Горчаков, Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского : беседы и записи репетиций / Н. Горчаков. — М. : Искусство, 1951. — 566 с.

6. Горчаков, Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером / Н. М. Горчаков. — М. : Б. и., 1958. — 283 с. — (Всероссийское театральное общество).

7. Гуревич, Л. Я. О Станиславском : сб. воспоминаний: 1863—1938 / Л. Я. Гуревич. — М. : Всерос. театр. о-во, 1948. — 658 с.

8. Ершов, П. М. Технология актерского искусства : очерки / П. М. Ершов. — М. : Всерос. театр. о-во, 1959. — 308 с.

9. Калашников, Ю. С. Театральная этика Станиславского / Ю. С. Калашников. — М. : Всерос. театр. о-во, 1972. — 72 с.

10. Калашников, Ю. С. Эстетический идеал К. С. Станиславского / Ю .С. Калашников. — М. : Наука, 1965. — 239 с.

11. Климова, Л. П. К. С. Станиславский в русской и советской критике / Л. П. Климова. — Л. : Искусство, 1986. — 149 с.

12. Кнебедь, М. О. О действительном анализе пьесы и роли : учеб. пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. завед. / М. О. Кнебедь. — М. : Искусство, 1982. — 119 с.

13. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского : учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ / Г. В. Кристи. — М. : Искусство, 1978. — 430 с.

14. Крыжицкий, Г. О системе Станиславского / Г. Крыжицкий. — М. : Госкультпростветиздат, 1954. — 96 с. — (Художественная самодеятельность ; № 27).

15. Крыжицкий, Г. К. Великий рефоратор сцены : к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского : 1863—1963 / Г. К. Крыжицкий. — М. : Сов. Россия, 1962. — 110 с. — (Художественная самодеятельность ; № 34).

16. Крымова, Н. А. Станиславский – режиссер / Н. А. Крымова. — М. : Искусство, 1984. — 144 с. — (Самодеятельный театр).

17. Новицкая, Л. П. Уроки вдохновения : система К. С. Станиславского в действии / Л. П. Новицкая. — М. : Всерос. театр. о-во, 1984. — 382 с.

18. Новицкая, Л. П. Эстафета молодым : К. С. Станиславский в Оперно-драматической студии / Л. П. Новицкая. — 3-е изд. — М. : Либроком, 2012 — 248 с. — (Школа сценического мастерства).

19. Основы системы Станиславского : учебное пособие / авторы-сост. Н. В. Кимселева, В. А. Фролов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 128 с. — (Учебники «Феникса»).

20. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера : действ. анализ пьесы : учеб. пособие для театр. ин-тов и ин-тов культуры / А. М. Поламишев. — М. : Просвещение, 1982. — 224 с.

21. Прокофьев, В. Н. В спорах о Станиславском / В. Н. Прокофьев. — М. : Искусство, 1976. — 368 с.

22. Редгрейв, М. Маска или лицо : пути и средства работы актера / М. Редгрейв. — Москва : Прогресс, 1965. — 287 с.

23. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского : 1898–1930 : в 6 т. / Н.-и. комис. по изуч. и изд. наследия К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького. — М. : Искусство, 1980—1988. — (Театральное наследие).

24. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : речь, слова, голос, максимальная достоверность и убедительность / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2010. — 160 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

25. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : настрой, состояния, партнер, ситуации / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2011. — 190 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

26. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : интеллект, воображение, эмоции / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2011. — 191 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

27. Сибиряков, Н. Н. Мировое значение Станиславского / Н. Н. Сибиряков. — М. : Искусство, 1974. — 264 с.

28. Симонов, П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций / П. В. Симонов. — М. : Изд-во АН СССР, 1962. — 139 с.

29. Соснова, М. Л. Искусство актера : учеб. пособие для вузов / М. Л. Соснова. — М. : Академический Проект, 2008. — 432 с.

30. Станиславский, К. С. Актерский тренинг : учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. — Москва : АСТ [и др.], печ. 2009 (макет 2010). — 448 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).

31. Станиславский, К .С. Из записных книжек : в 2 т. / К. С. Станиславский. — М. : Всерос. театр. о-во, 1986. — Т. 1 : 1888 — 1911. — 608 с.

32. Станиславский, К. С. Из записных книжек : в 2 т. / К. С. Станиславский. — М. : Всерос. театр. о-во, 1986. — Т. 2 : 1912–1938. — 447 с.

33. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве : [мемуары] / Константин Станиславский. — Москва : АСТ, 2010. — 608 с. — (Актерская книга).

34. Станиславский, К. С. Работа актера над собой : в 2 т. / К. С. Станиславский. — М. : Искусство, 1985. — Т. 1 : Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. — 479 с.

35. Станиславский, К. С. Работа актера над собой : дневник ученика : в 2 т. / К. С. Станиславский. — М. ; Л. : Искусство, 1948. — . Т. 2 : Работа над собой в творческом процессе воплощения. — 316 с.

36. Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. / К.С. Станиславский. — М. : Искусство, 1954—1961.

37. Станиславский, К. С. Станиславский — реформатор оперного искусства : материалы, документы / К. С. Станиславский. — М. : Музыка, 1983. — 384 с.

38. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. — М. : Искусство, 1953. — 782 с.

39. Станиславский, К. С. Этика : отрывки из кн. «Работа актера над собой» : Ч. 2 / К. С. Станиславский. — М. : Искусство, 1981. — 45 с.

40. Шиянов М. В. Михаил Чехов и крипторелигиозные процессы во 2-м МХАТе // Обсерватория культуры. — 2010. — № 3. — С. 86—94.

Рассматривается социокультурная ситуация, сложившаяся в 1920-е гг. вокруг 2-го МХАТа. Анализируются общественная атмосфера в театральном искусстве Москвы, актерский и режиссерский метод Михаила Чехова и обстоятельства его эмиграции из России.

41. Щепенко, М. Г. Не только о фестивале «Русская драма» / М. Г. Щепенко // Народное образование. — 2011. — № 2. — С. 239—241.

Школьные театры и воспитание чувств театральной педагогикой.

КНИГИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ

 


01

Абалкин, Н. Система Станиславского и советский театр / Н. Абалкин. — М. : Искусство, 1954. — 394 с. — (Всероссийское театральное общество).


85.334.072

Х-71344


Книга посвящена крупнейшему режиссеру и театральному деятелю Константину Станиславскому и разработанной им системе актерской игры.


02

Актерский тренинг по системе Станиславского : упражнения и этюды / сост. О. Лоза. — Москва : АСТ, 2010. — 192 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072

1ИС91967


Перед вами – сборник уникальных актерских упражнений, созданных самим Станиславским. Все задания, тренинги и этюды были собраны «буквально по крупицам» из самых разных трудов великого мастера сцены и представлены читателям в максимально удобной для использования форме.

 


03

Горчаков, Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского : беседы и записи репетиций / Н. Горчаков. — М. : Искусство, 1951. — 566 с.


85.334.072

И-489693


Книга Н. Горчакова «Режиссерские уроки К .С .Станиславского» очень своеобразна по своему литературному жанру. Основанная главным образом на стенографической записи репетиций Станиславского, она находится на грани воспоминаний и документального произведения. Эта особенность книги придает ей большой интерес, ибо в ней – живой опыт Станиславского, в ней великий режиссер выступает в самом процессе своей творческой работы.


04

Горчаков, Н. М. К .С. Станиславский о работе режиссера с актером / Н. М. Горчаков. — М., 1958. — 283 с. — (Всероссийское театральное общество).


85.334.072

И-110966


Содержание книги составляют записи нескольких репетиций К .С .Станиславского по пьесам «Сестры Жерар» и «Горе от ума», а также встреч и бесед Станиславского с автором книги в связи с этими репетициями.


05

Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского : учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ / Г. В. Кристи. — М. : Искусство, 1978. — 430 с.


85.334.072я73

И-520167


Г. В. Кристи был одним из ассистентов, с которыми К С. Станиславский проводил экспериментальную работу по новому методу актерского мастерства, делился мыслями по театральной педагогике. В данной книге излагаются принципы и методика воспитания актера, выработанные Станиславским, его приемы работы над ролью и пьесой.


06

Мастерство актера в терминах Станиславского / сост. М. А. Венецианова ; под ред. Л. Ф. Макарьева. — М. : АСТ, 2010. — 512 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072

1ИС91971


Система Станиславского известна актерам и режиссерам всего мира. В этой книге вы найдете подборку высказываний самого К. С. Станиславского по самым актуальным и востребованным темам. Материал собран по терминологическому признаку, в алфавитном порядке, что позволит быстро найти нужные разделы.


07

Новицкая, Л. П. Элементы психотехники актерского мастерства : Тренинг и муштра / Л. П. Новицкая. — 3-е изд. — М. : Либроком, 2012. — 184 с. — (Школа сценического мастерства).


85.334.0,721

1ИС102620


Книга театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой представляет собой практическое пособие по системе К. С. Станиславского, в котором содержится большое количество упражнений по овладению актерской психотехникой. Издание содержит множество фотографий, иллюстрирующих предлагаемые в книге упражнения. Книга будет полезна как профессиональным актерам, так и студентам театральных институтов, которые могут использовать ее в качестве учебного пособия по актерскому мастерству, а также театральным педагогам.


08

Новицкая, Л. П. Эстафета молодым : К. С. Станиславский в Оперно-драматической студии / Л. П. Новицкая. — 3-е изд. — М. : Либроком, 2012. — 248 с. — (Школа сценического мастерства).


85.334.0,721

1ИС102606


Книга театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержит ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматической студии. На примере работы над трагедиями У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. Помимо записей и воспоминаний Л. П. Новицкой в основу книги легли материалы стенограмм Оперно-драматической студии за 1935–1938 гг. Книга будет полезна как профессиональным актерам, так и студентам театральных институтов, театральным педагогам и теоретикам театра, а также широкому кругу любителей театрального искусства.


09

Прокофьев, В. Н. В спорах о Станиславском / В. Н. Прокофьев. — М. : Искусство, 1962. — 272 с.


85.334.072

Х-191091 * Х-148042


Эта книга посвящена актуальным вопросам современной театральной теории. Она родилась из дискуссий, проходивших на страницах советской и зарубежной печати по важнейшим проблемам актерского искусства и режиссуры. Книга носит острополемический характер и в каких-то моментах сама дискуссионна. В. Н. Прокофьев пытается разобраться в спорах о Станиславском, выяснить объективное значение его идей в развитии современной театральной культуры и подвергнуть критическому рассмотрению те эстетические концепции, которые противопоставляются учению Станиславского. Автор стремится утвердить глубоко прогрессивное значение художественной программы Станиславского для театра будущего.


10

Румянцев, П. И. Работа Станиславского над оперой «Риголетто» : последняя оперная постановка Станиславского / П. И. Румянцев. — М. : Искусство, 1955. — 154 с.


85.334.072

Х-84375


Цели, поставленные Станиславским при работе над постановкой оперы Верди «Риголетто», были просты и вытекали из существа его творческих убеждений. Знакомство с этой книгой убедит читателя в том, сколь плодотворен и принципиально верен был метод воспитания оперного артиста, предложенный Станиславским. Спектакль «Риголетто» был завершен режиссером П. И. Румянцевым – автором настоящей книги – уже после кончины К. С. Станиславского и впервые показан зрителю 10 марта 1939 года.


11

Румянцев, П. И. Станиславский и опера / П. И. Румянцев. — М. : Искусство, 1969. — 493 с.


85.334.072

1ИС36257 * Х-270957


В публикуемой книге Румянцева раскрывается широкая картина режиссерской и педагогической деятельности К. С. Станиславского в руководимых им Оперной студии и театре его имени. Читатель найдет в этой книге описания постановок, созданных при непосредственном участии Станиславского в 20-е и начале 30-х годов. Издание содержит множество тоновых фотоиллюстраций.


 12

Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : речь, слова, голос, максимальная достоверность и убедительность / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2010 — 160 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072

1ИС91969 * 1ИС99552


Книга адресована не только актерам кино и театра и тем, кто хочет ими стать, она будет с восторгом встречена психологами, педагогами и всеми, кто хочет научиться владеть своими эмоциями, по желанию менять настроение, общаться легко и выразительно.


13 

Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : настрой, состояния, партнер, ситуации / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2011. — 190 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072 + 88.53

1ИС99553


Предлагаемый в этой книге тренинг нужен каждому, кто хочет добиться мастерства в общении, любого рода: публичных выступлениях, спорах, дискуссиях, лекциях и в каждодневных беседах между людьми. Рекомендуем эту книгу всем, кто хочет получить в руки инструмент для развития умения убеждать, быть интересным собеседником.


 14

Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : интеллект, воображение, эмоции / Э. Сарабьян. — М. : АСТ, 2011. — 191 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072 + 88.454

1Ис99555


В этой книге вы найдете более 80 упражнений, которые помогут вам развить интеллект, разбудить воображение и грамотно управлять эмоциями – все, что так ценил и прививал своим ученикам Константин Сергеевич Станиславский. Книга будет полезна не только будущим актерам, но и всем, кто хочет повысить уровень своего интеллектуального и эмоционального развития.


15

Сибиряков, Н. Н. Мировое значение Станиславского / Н. Н. Сибиряков. — М. : Искусство, 1988. — 366 с.


85.334.072

И-737253


О К. С. Станиславском – актере, режиссере, педагоге, театральном мыслителе, создателе современной реалистической школы актерского искусства – за рубежом существует огромная литература. Во многих странах созданы театральные школы, студии, институты сценического искусства, воспитывающие молодых актеров по системе Станиславского. Книга основана на богатом фактическом материале, взятом из иностранных источников.


16

Соболевская, О. С. К. С. Станиславский работает, беседует, отдыхает / О. С. Соболевская. — М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. — 367 с.


85.334.07 + 85.335.413(2)

Х-749334


Книга воспоминаний и размышлений оперной певицы О. С. Соболевской – непосредственной ученицы К. С. Станиславского, работающей под его руководством в Оперной студии и Оперном театре его имени. Все, что видела и слышала во время репетиций. занятий и бесед со Станиславским, автор книги своевременно записывала. Подробно описывает Соболевская некоторые знаменитые спектакли: «Евгения Онегина», «Кармен», «Богему» и др.


17

Соловьева, И. Н. К. С. Станиславский / И. Н. Соловьева. — М. : Искусство, 1985. — 168 с. — (Человек. События. Время).

 

85.334.072

Х-677529 * Х-674434

 

К. С. Станиславский на страницах этой книги предстает не только в естественном течении своей долгой жизни человека и художника, но и на фоне сменяющихся исторических эпох, во всем многообразии и неразрывности связей с общественными и эстетическими событиями, во всем богатстве духовного и творческого общения с крупнейшими фигурами времени – Чеховым, Горьким, Ермоловой, Блоком, Комиссаржевской, Вахтанговым.


18

Станиславский, К. С. Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского : учеб. пособие для театр. вузов / К. С. Станиславский. — М. : Сов. Россия, 1961. — 519 с.


85.334.072

И-138350


Настоящее издание – пособие для изучения системы К. С. Станиславского, в котором легко и быстро можно найти ответы на возникающие в практике вопросы. Эта работа не является учебником, поскольку обращение к ней предполагает знакомство с основными произведениями Станиславского, она содержит только его высказывания. Стремясь к наибольшей внутренней связанности и полноте, составитель в ряде случаев группирует материал в терминологических рубриках тематически, в виде цельных по содержанию и объемных статей, которые расположены в алфавитном порядке. Подобной обработке подверглись для удобства изучения такие комплексные темы, как «Действие», «Речь на сцене», «Самочувствие» и другие.


19

Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве : Мемуары. — М. : Вагриус, 2000. — 444 с. — (Мой 20 век).


85.334.3(2Рос=Рус)6-8

1ИС33106 * 1КХ33201


Эту книгу вот уже многие годы с трепетом берет в руки всякий, кто решил посвятить себя искусству Театра, и не только у нас в стране, но и во всем мире. Со страниц книги сходит человек открытый, необычайно тонко чувствующий, подчас кажущийся по-детски наивным. Но это не наивность, а та высшая степень мудрости, которая не нуждается в пространных рассуждениях и подчеркнутой многозначительности. Станиславский говорит с читателем на равных, он делится с ним своими трудностями, много и с юмором рассказывает о собственных ошибках и учит – умно, ненавязчиво, доброжелательно.


20

Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. / К. С. Станиславский. — М. : Искусство, 1954—1961.


85.334.072


В первом томе дается раздел приложений, где впервые публикуются отдельные главы и высказывания Станиславского, не вошедшие ни в одно издание этой книги и представляющие большой познавательный интерес.

Второй том составит книга «Работа актера над собой», часть I («Работа над собой в творческом процессе переживания»). Существенным новшеством данного тома являются впервые публикуемые материалы, содержащие исправления и добавления к главам о действии и общении. Станиславский работал над ними незадолго до смерти, предлагая использовать их для последующих изданий книги.

Третий том содержит материалы к книге «Работа над собой», часть II («Работа над собой в творческом процессе воплощения»), изданные уже после смерти Станиславского.

В четвертом томе публикуются материалы незаконченной книги «Работа актера над ролью». Сюда входят: «Работа актера над ролью» на материале «Горе от ума», «Отелло» и «Ревизора» («Реальное ощущение жизни пьесы и роли») и т. д. Эти сочинения составляют содержание второй части «системы» Станиславского. Они посвящены главнейшей проблеме театральной эстетики – созданию сценического образа.

В пятом и шестом томах собраны статьи, речи, беседы, дневники, воспоминания. Материалы этих томов дают представление о том, как «система», созданная Станиславским, применялись им самим в творческой практике театра. Значительная часть документов публикуется впервые.

Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Большинство писем публикуется впервые.


21

Станиславский, К. С. Актерский тренинг : учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. — Москва : АСТ, 2009. — 448 с. — (Золотой фонд актерского мастерства).


85.334.072

1ИС91972


Эта книга – вторая часть самого известного труда Станиславского «Работа актера над собой». В книге подробно рассматриваются все аспекты техники сценического воплощения роли, которая включает в себя работу над пластикой, дикцией, речью, пением, чувством ритма, физической подготовкой и т. п.


22

Станиславский – реформатор оперного искусства : Материалы, документы / Сост. : Г. В. Кристи, О. С. Соболевская. — М. : Музыка, 1988. — 366 с.


85.335.413(2)

Х-752012


В книге освещаются принципы оперной эстетики Станиславского, она знакомит читателя с методами его занятий с певцами в процессе подготовки оперных спектаклей. Наряду с документами и материалами самого Станиславского в сборнике приводятся воспоминания учеников и сотрудников, высказывания артистов и критиков о применении системы Станиславского в музыкальном театре. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкого читателя.


23

Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. — М. : Искусство, 1953. — 782 с.


85.334.072

И-798639 * Х-65564


Гражданин, художник, мыслитель – эти различные области деятельности Станиславского, получившие отражение в материалах данного сборника, тесно переплетаются между собой на протяжении всего пути, пройденного им в искусстве. Вступительная статья В. Прокофьева.

 

24

Таланов, А. В. К. С. Станиславский / А. В. Таланов. — М. : Дет. лит., 1965. — 173 с.


85.334.072

Х-202816


Книга посвящена крупнейшему режиссеру и театральному деятелю Константину Станиславскому и разработанной им системе актерской игры.