eye

База данных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База данных «Человек года Витебщины»

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База данных «Витебщина: документальное наследие»

type your text for third image here

База данных «Витебщина: документальное наследие»

База данных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База данных «Художники Витебщины»

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

База данных «Каталог подписных изданий»

type your text for 7th image here

База данных «Каталог подписных изданий»

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

type your text for 8th image here

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

Виртуальный проект «Библиотекари Витебщины в борьбе за Победу»

type your text for 9th image here

Виртуальный проект «Библиотекари Витебщины в борьбе за Победу»
  • library-exhibitions
  • anonns-Simanovich-konkurs
  • anons-konferenciya-24-11-2022
  • anons-Litres
  • anons-mastak
  • anons-echz
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
І сёння з намі Колас і Купала
Здесь осталась его душа...

Художественное наследие М. В. Ломоносова: мозаики

  Lomonosov-mozaiki
 
Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры.
В жизни гения есть что-то вечное, что не теряет никогда интереса, и это заставляет людей интересоваться жизнью великих людей любой эпохи.

П. Л. Капица

 

portret-Lomonosova


19 ноября 2021 года исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Уже при жизни велика была его слава, причем не только в «пределах российских», но и в других странах. Благодаря недюжинным способностям, непреодолимому стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии Михаил Ломоносов достиг вершин науки своего времени и обогатил многие из ее областей своими трудами. Химия и физика, астрономия и минералогия, основы геологии и почвоведения, горное дело и металлургия, география, мореходство и картография, история, литература – вот чему был посвящен талант М. В. Ломоносова. Трудно представить, как один человек, даже гениально одаренный, мог одновременно заниматься всем этим. Ломоносов же не только занимался; но и сделал важные, а порой и решающие открытия, подготовившие будущий прогресс целых областей знания.

В естественнонаучном наследии Михаила Ломоносова одним из важных разделов физико-химических исследований была наука о стекле. Подход, который свойственен деятельности ученого в исследовании силикатов, в частности, стекол, мало чем отличается от того, который имел место на протяжении более чем ста последовавших лет, причем как в теории, так и в области развития технологий. Ломоносов заложил основы производства цветных стекол и разработал методику варки смальты, которые в дальнейшем получили применение в создании мозаик.

Возрождение мозаики и развитие этого вида искусства занимает видное место в творческой биографии Ломоносова. Искусство мозаики известно с древних времен. Создание образцов мозаичного искусства на Руси относится к X–XIII векам. Однако после небывалого расцвета мозаичного искусства наступает перерыв в этом виде творчества, вызванный княжескими распрями и татарским игом. На протяжении более шести веков мозаичное производство на Руси не существовало. И только в середине XVIII века Михаилом Ломоносовым возрождается монументальная техника мозаичного искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своем художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант ученого и мастерство художника. Химическая лаборатория, построенная им в 1748 году, сыграла огромную роль в дальнейшей исследовательской деятельности ученого.

 

 Проект первой русской химической лаборатории, составленный М. В. Ломоносовым в 1748 году

 

Разработанные им в химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стекол, смальты и скрепляющего раствора позволили впоследствии создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства. Начав с момента организации лаборатории систематическую исследовательскую экспериментальную работу по химии и технологии стекла, Михаил Ломоносов не оставлял ее до самой смерти, ведя то более интенсивно, то с меньшим напряжением, но всегда с захватывающим интересом и большим упорством.

 

 Первая страница лабораторного журнала М. В. Ломоносова, 1751 г. 

 

После разработки теоретических основ технологии получения цветных стекол, Ломоносов начал добиваться постройки специальной фабрики «для делания разноцветных стекол», на которой он мог бы организовать выпуск самой разнообразной продукции из цветного стекла. Закладка фабрики состоялась 6 мая 1753 года. Ломоносов выбрал для нее место в устье реки Рудицы, недалеко от которой находилось месторождение мелкого кварцевого песка, необходимого для варки стекла.

 

 Макет усадьбы Усть-Рудица, представленный в краеведческом музее г.  Ломоносова. Избражение с сайта https://izi.travel/

 

На протяжении двенадцати лет Михаил Ломоносов трудился над созданием своего детища. Заботы о сохранении фабрики не покидали его до конца жизни, так как фабрика служила базой для изготовления основного материала мозаичных работ – смальты. В течение всей своей жизни Ломоносов продолжал совершенствовать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики.

Активно пропагандируя необыкновенные свойства стекла и его широкое применение, Ломоносов в конце 1752 года написал великолепную поэму в форме послания И. И. Шувалову, являющуюся выдающимся произведением поэтического искусства и подлинным гимном науке. В письме, состоящем из 440 стихотворных строк, весьма полно для того времени изложены различные свойства стекла и разнообразные виды его применения в форме, которая доступна даже малоподготовленному читателю. Оно было напечатано отдельной брошюрой за счет самого Ломоносова тиражом в 400 экземпляров.

 

 «Письмо о пользе стекла». Титульный лист брошюры

 

 

В 1756 году на правом берегу Мойки, в адмиралтейской части Петербурга, Ломоносовым была построена специальная мозаичная мастерская. Сюда он перевел часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования. Некоторую часть мозаичных работ выполнял сам Михаил Ломоносов, а часть их принадлежит его помощникам, среди которых ведущими были Матвей Васильев и Ефим Мельников.

Мозаики Ломоносова – не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Он не занимался простым копированием живописных образцов и не пытался скрыть свой необычный материал, как это делали в его время даже самые прославленные итальянские мастера. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство мозаики, использующее все великолепие своего материала и решающее свои задачи в значительной мере независимо от живописи. Портретная мозаика, выходящая из мастерской Ломоносова, не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам или аллегорическим композициям.

 

 

МОЗАИЧНЫЕ ПОРТРЕТЫ

 

  


  • Спаситель – «Нерукотворный Спас»


    01

    Мозаика работы М. В. Ломоносова. 1753 г. 11,2х9 см


    Лицо Спасителя и лучи сияния вокруг головы набраны красноватыми смальтами различных оттенков, платок – зеленоватыми. Куски колотой смальты крупные неправильной формы. Набор рассчитан на отдаление зрителя. Лицо полное жизни, с зоркими глазами.



  • «Петр I»


    02

    Мозаика работы М. В. Ломоносова. 1754 г. Прямоугольник, 89х69 см


    Петр I изображен в латах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Лицо набрано розоватыми, палевыми и светло-коричневыми смальтами. Белый галстук и мех горностая с сизыми тенями резко контрастируют с окружающими темными тонами красок. Мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами. Куски колотых смальт, которыми набран портрет, местами достигают двух квадратных сантиметров. Ломоносовский портрет Петра I – высокий образец монументальной мозаики.



  • «Цесаревна Анна Петровна»


    03

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1756–1757 гг. Овал, 58х49 см


    Тело розоватое, губы ярко-красные. В темных волосах крупные алмазы. Голубоватое кружевное платье. Большая алмазная звезда и красная лента (орден Святой Екатерины). Фон темный. Мозаика набрана мелкими кусками смальты. Работа учеников Ломоносова несколько робкая, отчего изображение кажется плоским.



  • «Александр Невский»


    04

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1757–1758 гг. Овал, 22х18 см


    Цветущее лицо с черной бородой. В княжеской шапке с красным верхом. На плечах красная горностаевая мантия поверх голубоватых лат. Великолепны красные смальты, передающие бархат мантии. Мозаика набрана в обычную для работ ломоносовской мастерской кованую медную сковороду. Набор смелый и нарядно-декоративный.



  • «Великий князь Петр Федорович»


    05

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1758 г. Овал, 58х50 см


    Племянник и наследник Елизаветы изображен по грудь в красном шитом золотом мундире с голубым воротником поверх кирасы и с голубой «андреевской» лентой через плечо. Волосы пудреные с буклями. Лицо розоватое с пятнами румянца. Фон голубоватый, переходящий в коричневый и темно-лиловый. В передаче живописи местами применена техника мозаичной миниатюры. Превосходный рисунок, уверенный набор красок и виртуозная техника набора делают этот портрет одним из наиболее интересных в кругу станковых мозаик ломоносовской мастерской.



  • «Портрет некоторой знатной особы»

    (Петр Иванович Шувалов)


    06

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1758 г. Овал, 57х45 см


    Шувалов изображен по грудь, в зеленом мундире с широким золотым галуном. Звезда и лента ордена Андрея Первозванного (голубая). Орден Белого орла на синей ленте. Колет красный. Лицо передано тускло-розовыми смальтами. Тени коричневатые. Пудреные волосы, перевязанные черной лентой, белое кружевное жабо и ряд деталей портрета переданы техникой мозаичной миниатюры.



  • «Апостол Петр»


    07

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1761 г. Прямоугольник, 68х58 см


    Голова почти в профиль, вправо, в сильном движении. Одежда зеленая, многих оттенков. По отличному рисунку и по искусству набора, нигде не переходящему в механическое заполнение поверхности картины, по силе и красоте красок – это одна из лучших мозаик ломоносовской мастерской. В отличие от других ломоносовских мозаик «Апостол Петр» набран не в медную сковороду, а в каменную плиту с выемкой.



  • «Екатерина II»


    08

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1763 г. Овал, 72х58 см


    Императрица изображена в профиль, вправо по грудь. Бледно-розовое парчовое платье. Золотисто-желтый верх горностаевой мантии. Голубая (андреевская) лента. Фон серо-голубой. Рисунок тщательный. Набор виртуозный. Особенно в передаче алмазов аграфа на груди.



  • «Григорий Григорьевич Орлов»


    09

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1764 г. Овал, 54х44 см


    Орлов изображен по грудь, в профиль влево. Темно-красный кафтан с собольим воротником. Фон серо-зеленый. Это одна из лучших станковых мозаик, исполненных в последние годы жизни Ломоносова Матвеем Васильевым с товарищами.



  • «Михаил Илларионович Воронцов»


    10

    Мозаика ломоносовской мастерской. 1765–1766 гг. Овал, 59х50 см


    Розоватое лицо, вишневый бархатный кафтан с золотым шитьем, синяя лента, голубой фон. Смальты старательно имитируют живопись Токке.



  • «Франциск из Паулы»


    11

    Мозаика работы Матвея Васильева. 1767 г. Прямоугольник, 44х37,5 см


    Седобородый монах в темно-коричневой рясе, по грудь. Лицо с выражением благоговения обращено к небу, глаза закатились, рот полуоткрыт. Руки, молитвенно соединенные концами пальцев, придерживают у груди крупные сетки и посох. Фон – темное, местами серовато-синее небо. Освещение слева, сверху, где в просвете между тучами видно светящееся слово «Charitas». Набор уверенный, с приточкой кусочков смальты. Отличная полировка.


 

* Описания мозаичных портретов взяты из Каталога-исследования (Макаров, В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова : мозаики / В. К. Макаров. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1950. – 311 с. – (Итоги и проблемы современной науки).



МОЗАИЧНОЕ ПОЛОТНО «ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ»

 

В начале 1758 года Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. В мозаичных панно Михаил Васильевич Ломоносов хотел отобразить «знатнейшие дела историческим образом», подразумевая под ними различные этапы жизни и деятельности Петра I. Главные мозаичные картины – «Полтавская баталия» и «Азовское взятие» – Ломоносов проектировал на северной и южной стенах собора, остальные десять, меньшего размера, предполагал разместить в простенках. Всю работу было намечено выполнить за шесть лет.

Начало работы над картиной «Полтавская баталия» относится к последним числам мая 1762 года, а полностью закончена и подготовлена к экспозиции она была в декабре 1764 года. Над этой картиной, имеющей в ширину 6,44 м, а в высоту 4,81 м, работали старший мастер Матвей Васильев, младший мастер Ефим Мельников и 5 учеников: Яков Шалауров, Михаил Мешков, Филипп Нестеров, Максим Щоткин, Семен Романов.

Для набора мозаики была подготовлена медная сковорода на металлической основе, вес которой достигал около двух тонн. Она была установлена на деревянном станке, приводимом в движение посредством системы блоков. Это приспособление было сконструировано Ломоносовым для удобства набора и обозрения в процессе исполнения мозаики.

В работе над созданием «Полтавской баталии» Ломоносов пользовался многими графическими и художественными материалами на батальные темы. Для придания портретного сходства Петру I Ломоносов воспользовался его гипсовой маской, хранившейся в Кунсткамере, и наиболее удачными портретами. А для изображения приближенных царя служили их портреты, созданные художниками того времени.

Необычная по своим размерам мозаика, за исключением нескольких незначительных по величине пятен, набрана из мелких кусочков тянутой смальты. В общей сложности на сборку «Полтавской баталии» было затрачено около 900 000 кусков смальты.

Ломоносов воспользовался ограниченным количеством основных цветов, но подобранная им гамма гармонична и достаточно красочна для изображения батального сюжета. Основными цветами, введенными в мозаику стали темно-зеленый, голубой, синий, красный и коричневый, а также их оттенки.

Сюжет мозаики – окончание исторической битвы русских войск со шведами под Полтавой. Сражение еще не закончено, но дух шведских войск уже надломлен и победа над ними предрешена. Мозаика выполнена в реалистическом духе, однако не лишена некоторой театрализованности сюжета и стилизации исполнения. Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII века. Сохранилось описание этой картины, сделанное самим Ломоносовым.

 

llink Описание «Полтавской баталии», составленное самим М. В. Ломоносовым

 

«Полтавская баталия». Мозаика ломоносовской мастерской. 1758–1765 гг. Академия наук СССР. Ленинград

 

 

«Полтавская баталия». Фрагменты

 

 

«Петр I – предводитель русского воинства» «Б. П. Шереметев» «А. Д. Меншиков» «М. М. Голицын»

 

«Петр I и останавливающий его гренадер» «Гренадер, оберегающий Петра I» «Отражение нападения шведского офицера на Петра I»

 

«Раненый шведский офицер» «Рука гренадера с ружьем» «Русский всадник и гренадер»

 

«Пленение шведского генерала» «Карл XII в окружении свиты» «Борьба за шведское знамя» «Шведский солдат у знамени»

 

«Поверженный шведский солдат» «Поединок русского солдата со шведом» «Горящая Полтава»

  

В наше время «Полтавская баталия» оценивается как уникальное произведение монументальной настенной мозаики, не имеющее себе равного среди подобного вида искусства. Однако в 60-х годах XVIII века качества и богатейшие возможности мозаики не были еще поняты и достаточно оценены. «Полтавская баталия» не была использована для декорирования стен Петропавловского собора, а замысел художника изготовить «Азовское взятие» остался неосуществленным. «Полтавская баталия» – последняя работа, выполненная под руководством Михаила Васильевича Ломоносова.

 

 

КНИГИ  

 

books 

 

 1. Безбородов, М. А. М. В. Ломоносов – основоположник химии силикатов / М. А. Безбородов. – Минск : Изд-во АН БССР, 1952. – 23 с.

Основываясь на анализе исторических данных автор доказывает, что М. В. Ломоносов впервые ввел научный метод изучения свойств стекла и изготовления новых стекол, опередив в этом отношении западноевропейскую науку.

2. Безбородов, М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов : к двухсотлетию первой научной химической лаборатории в России: 1748–1948 / М. А. Безбородов. – М. : Изд-во АН СССР, 1948. – 283 с. – (Научно-популярная серия).

Автор раскрывает одну из сторон деятельности М. В. Ломоносова, которая ранее не подвергалась достаточно внимательному изучению. На основании архивных материалов и литературных первоисточников дается общее представление о работе М. В. Ломоносова по стеклу и фарфору.

3. Безбородов, М. А. Очерки по истории русского стеклоделия / М. А. Безбородов. – М. : Промстройиздат, 1952. – 167 с.

Книга представляет собой дополненное новыми очерками переиздание ранее вышедшей книги «Очерки по истории химии и технологии силикатов в России». М. В. Ломоносову посвящен очерк «Научные основы стеклоделия в трудах М. В. Ломоносова».

4. Безбородов, М. А. Очерки по истории химии и технологии силикатов в России / М. А. Безбородов. – Минск : Изд-во АН БССР, 1950. – 198 с.

В сборник очерков, посвященных истории русского стеклоделия, вошел очерк, характеризующий М. В. Ломоносова, как основоположника научного стеклоделия.

5. Белявский, М. Т. ... Все испытал и все проник / М. Т. Белявский. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 221 с.

Популярно изложены важнейшие открытия М. В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии, геологии, географии, а также его вклад в развитие русского литературного языка и поэзии. Издание богато иллюстрировано.

6. Бунин, М. С. Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» / М. С. Бунин. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – 95 с.

Подробно освещается одна из сторон многогранного творчества великого русского ученого XVIII века – деятельность М. В. Ломоносова по возрождению мозаичного искусства в России, ярким выражением которой является картина «Полтавская баталия». Книга рассчитана на историков, искусствоведов и широкий круг читателей, интересующихся историей русского изобразительного искусства.

7. Виргинский, В. С. Творцы новой техники в крепостной России : очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII – первой половины XIX века / В. С. Виргинский. – М. : Учпедгиз, 1957. – 368 с.

В главе «Великий русский ученый М. В. Ломоносов как поборник технического прогресса» рассказывается о деятельности ученого в области изобретательства, а также прикладных и точных науках.

8. Качалов, Н. Н. М. В. Ломоносов – основатель науки о стекле : стенограмма публичной лекции / Н. Н. Качалов. – Л. : Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний, 1953. – 24 с.

Подробно раскрыта роль М. В. Ломоносова в создании русской науки о стекле.

9. М. В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах / сост. В. Л. Ченакал. – М. – Л. : Просвещение, 1965. – 316 с.

Издание содержит редкие портреты М. В. Ломоносова, архивные документы, сведения о его предках и потомках. Опубликованный в конце издания список литературы знакомит с книгами о М. В. Ломоносове – ученом, посвятившем себя практически всем наукам.

10. Макаров, В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова : мозаики / В. К. Макаров. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1950. – 311 с. – (Итоги и проблемы современной науки).

Представлена исчерпывающая характеристика деятельности Ломоносова-мозаичиста и значение этой деятельности как одного из крупнейших явлений истории русского искусства XVIII в.

11. Меншуткин, Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова / Б. Н. Меншуткин. – 3-е изд., доп. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1947. – 295 с.

Автору удалось не только создать живой, неидеализированный образ гениального ученого и поэта, но и в общедоступной форме рассказать о сути его научной деятельности.

12. Морозов, А. А. Михаил Васильевич Ломоносов: 1711–1765 / А. А. Морозов. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л. : Лениздат, 1952. – 856 с.

Жизнеописание М. В. Ломоносова основывается на материале, вскрытом историческими исследованиями середины XX в. Некоторые главы книги основаны на самостоятельных работах автора.

13. Муратов, М. Ломоносов / М. Муратов. – М. : Учпедгиз, 1960. – 228 с.

Биографический роман о великом русском ученом М. В. Ломоносове.

14. Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов: 1711–1765 / Г. Е. Павлова, А. С. Федоров. – М. : Наука, 1986. – 463 с.

Книга посвящена жизни и деятельности русского ученого М. В. Ломоносова. Глава «Основатель мозаичного искусства в России» основательно раскрывает художественное творчество М. В. Ломоносова.

15. Полтавская баталия: мозаика М. В. Ломоносова / авт. текста А. Л. Каганович. – Л. : Художник РСФСР, 1976. – 28 с. : ил. – (Публикация одного памятника).

Настоящий альбом монументально и подробно представляет знаменитую мозаику М. В. Ломоносова.

16. Раскин, Н. М. Химическая лаборатория М. В. Ломоносова: химия в Петербургской Академии наук во 2-й половине XVIII века / Н. М. Раскин. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1962. – 340 с.

Излагается история первой химической лаборатории, основанной М. В. Ломоносовым в 1748 г., и ставшей центром химической науки в России. Автор приводит малоизвестные факты деятельности лаборатории, а также кафедры химии Академии наук вплоть до начала XIX в. Книга рассчитана на широкий круг лиц, интересующихся историей химии и ролью М. В. Ломоносова в ее развитии.