ЛИКИ СВЯТОСТИ

Mobirise

Святитель Мелетий,
архиепископ  Харьковский и Ахтырский


Mobirise

Дата рождения: 6 ноября 1784 г.
Место рождения: Полтавская губерния, с. Старые Санжары
Дата преставления: 29 февраля 1840 г.
Место преставления: г. Харьков
День памяти: 29 (или 28 в невисокосный год) февраля (12 февраля по ст. ст.);
в Соборе белорусских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице

6 ноября 1784 г. в селе Старые Санжары (встречается Старые Сенжары) Полтавской губернии в семье купца Ивана Леонтовича родился мальчик. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками.
Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам русской и латинской грамматики. После гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком осталась практически нищей. Но это не помешало будущему святителю получить достойное образование.
Сначала Леонтович был определен в Полтавское приходское училище, а 2 сентября 1795 г. переведен в уездное училище в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович.
В 1808 г. Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию. В 1814 г., после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка.
В августе 1814 г. Леонтович приехал в Старые Санжары повидаться с матерью, которая стремилась устроить его семейную жизнь и искала подходящую невесту среди дочерей соседских помещиков. Но сын, вскоре вернувшийся в Санкт-Петербург, написал матери: «...я нашел себе невесту Христову Церковь Святую».
7 января 1816 г. Леонтович подал академическому начальству прошение о постриге в монашество, однако постриг состоялся лишь спустя 4 года.
11 марта 1817 г. Михаила назначили секретарем учрежденного при Санкт-Петербургской духовной академии строительного комитета, а 30 июля этого года в должности инспектора перевели в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 г. он стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии.
11 февраля 1820 г., накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, Михаила постригли в монахи. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля – в иеромонаха.
9 августа 1821 г. Мелетий получил назначение на должность ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского монастыря под Оршей, где был посвящен в архимандрита.
Являлся присутствующим в Могилевской духовной консистории. В семинарии Мелетий преподавал догматическое и пастырское богословие, а также археологию, впервые завел классные журналы. Могилевский прот. Потапий Твербус-Твердый, один из его учеников, вспоминал, что ректор «владел чистым, мягким и выразительным голосом», «при отличном знании своих предметов и умении излагать их живо устною речью вполне овладел вниманием учеников и скоро заставил воспитанников полюбить свои уроки», «даже самые посредственные и слабые из воспитанников высшего отделения начали охотно учиться и хорошо отвечать на уроках».
Ежегодно 12 февраля, в день памяти свт. Мелетия, ректор приглашал учеников к себе на чай, угощал выпечкой. Весной вместе со студентами совершал загородные прогулки и даже участвовал в играх с мячом. При этом Мелетий жестко пресекал пороки учеников, уволил 3 воспитанников высшего отделения семинарии за пьянство.
За 2 года пребывания в Могилеве Мелетий лишь 3 раза посетил Кутеинский монастырь, настоятелем которого являлся; освятил в обители храм в честь Богоявления.
В августе 1823 г. Мелетия перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии. В 1824 года он вернулся в Киев ректором академии.
В академии Мелетий преподавал Священное Писание и читал курс лекций по нравственному богословию, составленный им под влиянием «Христианского нравоучения, или Богословия деятельного» свт. Иннокентия (Смирнова).
21 октября 1826 г. святитель назначен епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 ноября Мелетий был наречен, а 21 ноября 1826 г. хиротонисан во епископа в киевском Софийском соборе.
С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквях. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: «Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».
21 апреля 1828 г. Мелетий был назначен епископом Пермским и Екатеринбургским. В Перми он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем.
18 июня 1831 г. преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия свт. Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана.
Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 г. он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола.
2 июля 1839 г. святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.
Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 г. После принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши…» святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу. 

Mobirise

Святителя похоронили «по подписке»

Святителя похоронили «по подписке», на пожертвования, потому что, получая крупный казенный оклад и большие доходы с епархии, Мелетий оставил после себя всего-навсего 350 рублей ассигнациями, 2 подзорных трубы, несколько икон, 23 книги. Книги были переданы в библиотеку Харьковского коллегиума.
По преданию, Мелетий явился во сне одному из клириков и попросил снять со своих останков роскошное облачение, достать из ризницы списанное и надеть на него старое, что и было исполнено. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетов, Д. Б. Мелетий / Д. Б. Кочетов // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М., 2016. – Т. 44 : Маркелл ІІ – Меркурий и Паисий. – С. 531–536.

Mobirise

Built with Mobirise - Read more