ЛИКИ СВЯТОСТИ

Mobirise

Священномученик Владимир Пищулин


Mobirise

Дата рождения: 6 июля 1889 г.
Место рождения: г. Витебск (по другим сведениям – г. Кострома)
Дата гибели: 10 февраля 1938 г.
Место гибели: г. Симферополь
День памяти: 10 февраля;
в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящая)

Владимир Федорович Пищулин родился 6 июля (по другим сведениям 6 июня) 1889 года в дворянской семье, по одним данным – в Витебске, по другим – в Костроме. Отец его был членом окружного суда, мать – домохозяйка. У Владимира было три брата и две сестры. Религиозная настроенность Владимира проявилась еще в детстве.
После окончания гимназии в Витебске поступил в 1908 г. на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, осенью того же года перешел в Московский университет, где проучился год, после чего вернулся в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1914 г. Преподавал в гимназии, читал лекции по психологии в Народном университете. 

Mobirise

В. Ф. Пищулин. 1910-е гг. 
Фотография с сайта https://drevo-info.ru/

После февральской революции 1917 г. Владимир Федорович переехал в Витебск и, вступив в кадетскую партию, стал секретарем ее Витебского отделения. Октябрьский переворот встретил резко враждебно из-за программного атеизма большевиков и преследования религии. В конце 1918 г. вернулся в Петроград. Состоял членом Дома ученых, являлся членом философского общества.
24 декабря 1919 г. Владимир Федорович был рукоположен во диакона, а 1 января 1920 г. – во священника и назначен настоятелем Николаевского храма на Моховой улице при Доме слепых. Затем он служил в Казанском соборе и в храме святых праведных Захарии и Елисаветы, в котором настоятелем был в то время будущий руководитель обновленцев протоиерей Александр Введенский. В 1921 г. о. Владимир стал членом философского общества и ассистентом кафедры христианской педагогики Петроградского Богословского института. Организовал материальную помощь заключенным и сосланным священнослужителям. В 1922 г. о. Владимир был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но по ходатайству протоиерея Александра Введенского вскоре освобожден. 

Летом 1922 г. о. Владимир уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов. 8 сентября того же года был арестован по доносу об участии «в нелегальной группе, члены которой для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах». Всего по этому делу были арестованы 22 человека, в том числе брат о. Владимира студент Виктор Пищулин. 15 сентября отец Владимир был приговорен к трем годам ссылки в Оренбург как «крайне неблагонадежный в политическом отношении».
В ссылке в Оренбурге в течение двух лет трудился в Оренбургской епархии по объединению духовенства и мирян на началах обновленной церкви. В брак не вступал. 26 сентября 1924 г. согласно решению Особого совещания при Коллегии ОГПУ был из ссылки освобожден досрочно. По возвращении в Ленинград 9 декабря 1924 г. был пострижен обновленцами в рясофор, возведен в сан архимандрита.
19 декабря 1924 г. назначен и 8 марта 1925 г. хиротонисан во обновленческого епископа Охтенского. Хиротонию в Казанском соборе совершили обновленческие архиереи: митрополит Ленинградский Вениамин (Муратовский), митрополит Московский Серафим (Руженцев) и архиепископ Ладожский Николай (Соболев). Участвовал в 3-м обновленческом соборе 1925 г. с правом решающего голоса. Преподавал догматическое богословие в Ленинградском Богословском институте. В ноябре 1925 г. назначен обновленческим епископом Псковским, но от назначения отказался и ушел на покой.
14 августа 1926 г. в церкви Спаса на Водах о. Владимир принес покаяние в грехе раскола, архиепископом Алексием (Симанским) был присоединен к православной церкви в сане иеромонаха. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), «своим переходом в православную церковь нанес обновленческому течению в Ленинграде удар, для обновленцев непоправимый». Переход в обновленчество, получение епископства из рук Введенского о. Владимир всю жизнь считал своим величайшим грехом и искренне раскаивался. 

Благодаря философским знаниям и ораторскому дару, о. Владимир занимал заметное место в религиозной и общественной жизни города. Выступал в доме ученых с докладами богословского и философского содержания. Иеромонах Владимир вел активную борьбу с обновленцами, открыто вступал в полемику с их главой А. Введенским. Ездил к патриарху Тихону, выполняя церковное поручение. Владимир Пищулин состоял в добрых отношениях с бывшими царскими чиновниками и их семьями. Ему доверяли, с ним советовались. Он был членом братства преподобного Серафима Саровского, организованного И. М. Андреевским, и в сентябре 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии.

Mobirise

Священник Владимир Пищулин. Ленинград, тюрьма ОГПУ. 1928 г.
Фотография с сайта https://drevo-info.ru/

6 апреля 1928 г. вместе с другими членами братства был арестован, обвинялся в том, что «являлся активным членом нелегальной антисоветской организации «Братства имени преподобного Серафима Саровского».
8 октября 1928 г. Коллегия ОГПУ приговорила о. Владимира к трем годам ссылки в Кзыл-Орду в Казахстане. 

Мать Пищулина, Мария Александровна, обратилась за помощью в Политический Красный Крест – «Помполит». Пытаясь облегчить участь сына, 72-летняя женщина писала даже правозащитнице Е. П. Пешковой, жене М. Горького. В своем письме она просила Екатерину Павловну помочь своему сыну Владимиру:

«Умоляю Вас исполнить мою материнскую просьбу, помочь ему остаться в Кзыл-Орде и вообще – иметь медицинскую помощь и самые только необходимые условия для здоровья. Вторая моя просьба – предоставить ему, если возможно, работу, он сможет там быть полезен своим трудом. Он служил в Оренбурге, в историческом архиве в 1923 году. Оттиски печатные его работ по народовольческому движению в Кир<гизском> Крае мной переданы граж<данину> Гартману. Дело Нечаева напечатано в издании «Мемориал» по истории Кир<гизского> края за 1923 год».

Из письма Марии Пищулиной Екатерине Пешковой, 1928 г. 

Известно, что весной 1931 г. Пищулин находился в ссылке в Челкаре (ныне Шалкар, Казахстан).
В 1932 г. о. Владимир был из ссылки освобожден с запрещением проживания в ряде областей СССР. В 1933–1934 гг. он жил в г. Мелекессе (ныне Димитровград Ульяновской обл.), где общался с епископом Вениамином (Троицким). 

В 1934 г. о. Владимир поселился в Симферополе, у Никифора Миныча Макуни, мужа покойной сестры своей матери. До весны 1935 г. ничем не занимался из-за болезненного состояния, жил на иждивении Никифора Миныча. Годы ссылки сильно подорвали здоровье. Весной 1935 г. Владимир Федорович поступил на службу в книгохранилище фундаментальной библиотеки пединститута, где занимался разборкой книг богословского содержания. Заведующий библиотекой профессор М. П. Поливанов, в прошлом приват-доцент Московского университета и ученик князя Сергея Трубецкого, оказался единомышленником о. Владимира. По просьбе профессора Владимир Федорович знакомил его сына с основами христианской религии. Узкий круг общения, в который входили профессор Скворцов, директор краеведческого музея Дмитрий Спиридонов, врач Илья Казас, дополнялся чтением книг из недоступного многим библиотечного фонда: Бердяева, Булгакова, Лапшина, Лосского, Гуссерля.
С местными священниками не общался. Вел переписку с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Ленинградским митрополитом Алексием (Симанским) о возможной работе на церковном поприще и возвращении в Ленинградскую епархию.
Дома отец Владимир вел откровенные беседы с приемным сыном Никифора Миныча, Борисом Николаевичем Шабером, не скрывая своих отрицательных взглядов на марксизм, Советскую власть и Конституцию СССР. Когда позже Шабера, который был ответственным руководящим работником, вызвали в органы НКВД и попросили рассказать об отце Владимире, он подробно изложил властям содержание этих бесед. Доверчивость священника обернулась против него. Шабер писал в НКВД: «Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционные и антисоветские. Он… часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно „с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости“». 

В начале мая 1937 г. в связи с обострившейся политической обстановкой профессор Поливанов, для того чтобы «переждать волну бдительности», уволил Пищулина из библиотеки, дав слово взять его обратно, «как только успокоится». В это время Владимир Федорович добывал средства на жизнь уроками иностранных языков. По вечерам, когда стемнеет, ходил в гости к Поливанову для духовного общения.
5 июля 1937 г. Пищулин был арестован по доносу Шабера и заключен в Симферопольскую тюрьму, он обвинялся в «контрреволюционной агитации». При обыске у него было изъято 20 книг, 2 епитрахили, 11 блокнотов и 12 тетрадей с записями, около 136 писем к различным корреспондентам, медный крест и четки, что составляло почти все его имущество.
Иеромонах Владимир не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей: «Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии... Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями». 

Иеромонах Владимир не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей:

«Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии... Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями». 

10 декабря 1937 г. тройкой НКВД Крымской АССР Владимир Федорович Пищулин был приговорен к расстрелу. Был расстрелян 10 февраля 1938 г. в Симферополе и погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

Mobirise

Почитание

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. внес имя прмч. Владимира в список святых новомучеников и исповедников Российских.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР ПИЩУЛИН

Телеканал «Союз». Церковный календарь. 10 февраля 2017 г.

ЛИТЕРАТУРА
1. Доненко, Н. Владимир / прот. Н. Доненко // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ. – М., 2004. – Т. 8 : Вероучение – Владимиро-Волынская епархия. – С. 645–646.
2. О Пищулине В. Ф. – в Помполит [Электронный ресурс] // Заклейменные властью: услышь их голоса. – Режим доступа: http://pkk.memo.ru/page%202/search.html. – Дата доступа: 15.06.2023.
3. Пищулин Владимир Федорович (1889) [Электронный ресурс] // Открытый список. – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki. – Дата доступа: 13.06.2023. 

Mobirise

Made with Mobirise page software