ЛИКИ СВЯТОСТИ

Mobirise

Священномученик Николай Фомич Околович,
пресвитер Витебский 


Mobirise

Дата рождения: 4 мая 1863 г.
Место рождения: Витебская губерния, Витебский уезд, д. Ужлятино
Дата преставления: 1934 г.
Место преставления: неизвестно
День памяти: 12 сентября;
в Соборе белорусских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице

Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 г. в д. Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С 1873 года по 1877 год учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883 гг. – в Витебской духовной семинарии. В 1883 –1887 гг. обучался в Московской Духовной Академии, по окончании получил звание магистра.
С 6 октября по 4 декабря 1887 года Николай служил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. С 4 декабря 1887 г. Николай Околович указом Преосвященного Маркелла (Поппеля), епископа Полоцкого и Витебского, назначен на должность противораскольнического миссионера Полоцкой епархии и по 4 марта 1889 года жил в центре обширного района проживания старообрядцев – в г. Режица (совр. г. Резекне, Латвия).
17 января 1888 г. он женился на Александре Михайловне Децикевич – внучке управляющего Полоцко-Витебской епархии в 1882–1889 гг. епископа Маркелла (Поппеля). От этого брака родились два сына и две дочери.
Вскоре Николай Околович был рукоположен епископом Маркеллом (Поппелем) в сан диакона, а 2 февраля 1888 года и в сан священника.
С 4 марта 1889 г. священник Николай Околович был назначен на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета.
15 августа 1897 г. Николай был награжден грамотой Св. Синода и наградной Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».
На Первом Миссионерском съезде, проходившем в Витебске 5−10 июня 1901 г., свящ. Николай Околович был единогласно избран председателем и утвержден в этой должности Преосвященным Тихоном (Никоноровым), епископом Полоцким (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик.).
В 1906 г. свящ. Николай Околович серьезно заболел, к 1907 г. болезнь сильно прогрессировала, и, по требованию врачей, он был вынужден переменить климат, переехав на служение в Воронеж.
С 13 августа 1907 г. до 1 июля 1913 г. свящ. Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Одновременно, с 14 октября 1908 г., до отъезда из Воронежа, он был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. В 1911 г. по инициативе свящ. Николая Околовича в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии трудами священника были организованы: обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.
По свидетельству Воронежского епархиального миссионера Льва Захаровича Кунцевича, «…под председательством протоиерея Николая Околовича Миссионерский Совет работал плодотворно и оживленно. Приходится пожалеть об уходе из Воронежа почтенного миссионерского деятеля, отличавшегося необыкновенной отзывчивостью и сердечностью, согревавшей членов Совета и объединявшей их в одну семью, работавшую во имя дела без разделений и партий».
В декабре 1912 г. свящ. Николай Околович был назначен законоучителем Двинского реального училища (совр. г. Даугавпилс, Латвия). Он был лично знаком с митрополитом Антонием (Храповицким), с которым познакомился в мае 1910 г. в Полоцке, во время перенесения из Киева мощей прп. Евфросинии Полоцкой, а в июле 1916 г. встречался с ним в Харькове. Много лет свящ. Николай Околович был редактором «Полоцких епархиальных ведомостей» и «Воронежских епархиальных ведомостей», где печатал свои литературные труды – больше тысячи страниц миссионерских отчетов, проповедей, некрологов.
Свою 30-летнюю педагогическую службу о. Николай закончил в мае 1919 г. в г. Речице, где находилось с октября 1917 г. в эвакуации Двинское реальное училище.
После окончания немецкой оккупации он покинул Речицу и с мая 1919 г. проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей в 1919 г. при Николаевском кафедральном соборе г. Витебска начала действовать пастырская школа под руководством свящ. Николая Околовича.
Одновременно началось чтение лекций по Закону Божиему в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были свящ. Николай Околович и бывший ректор Витебской Духовной семинарии прот. Сергий Артоболевский, который в младшей группе преподавал катехизис и богословие, а о. Николай в старшей группе – историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие. В этот же период о. Николай с миссионерскими целями ездил в места проживания сектантов.
К 1922 г. свящ. Николай Околович уже стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. На время его служения в этой должности пришлось изъятие церковных ценностей. Реквизиция прошла как в Николаевском соборе, так и в приписных к нему Успенском соборе, архиерейской Михаило-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. Благодаря мудрому поведению о. Николая напрасного кровопролития не произошло: не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения.
Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без конфликтов, что вызвало и аресты. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции отец Николай был арестован в 1922 г. и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован.
Избранный в 1918 г. Витебский Епархиальный совет поддерживал Святейшего Патриарха Тихона. В 1920 г. он был упразднен Витебским уездно-городским военно-революционным комитетом. В 1922–1925 гг. в Витебске было официально зарегистрировано и действовало только обновленческое епархиальное управление. Только через него производились все назначения священнослужителей с получением разрешения на церковную службу от местных органов власти. Поскольку Николай Околович вследствие ареста потерял место своего служения, а Витебский Николаевский собор уже находился под властью обновленцев, то ему пришлось принимать новое назначение от обновленческого епархиального управления.
До осени 1924 г. Николай служил в Покровской церкви д. Новики Полоцкого уезда, а затем – настоятелем Никольской церкви с. Комша Невельского уезда. Одновременно он являлся уполномоченным Витебского епархиального управления по Невельскому уезду.
В 1924 и 1927 гг. обновленческие митрополит Иосиф (Кречетович) и архиепископ Александр (Щербаков) письменно предлагали Николаю Околовичу перейти в обновленчество, принять архиерейский сан и Полоцкую епархию. Ответом на это предложение был отказ.
Еще от школьных товарищей Николай получил прозвище «Николай Миротворец», что характеризует его миролюбие. Духовная мудрость, врожденный такт, стремление разрешить конфликт мирным путем позволили ему служить в церкви в это сложное время. Благодаря таким высоким личным качествам Николай пользовался признанием даже со стороны обновленческой иерархии. Витебским епархиальным советом и Высшим Церковным советом 1 июня 1924 г. он был награжден митрой. Впоследствии в 1928 году данная награда повторилась уже указом митрополита Сергия (Страгородского).
С октября 1924 г. вплоть до своего последующего ареста в 1931 г. прот. Николай Околович являлся настоятелем Ильинской церкви г. Витебска. На этом месте служения прот. Николай Околович проявил себя ревностным и бесстрашным служителем Патриаршей церкви, готовым к жертвенным поступкам. Так, после закрытия в июле 1929 г. Николаевской (батальонной) церкви, Николай Околович, не боясь гонений, принял в Ильинскую церковь всю приходскую общину закрытого храма во главе со свящ. Игнатием Иосафатовым.
Чувствуя приближение времени невзгод, испытывая необходимость в особой духовной поддержке и укреплении, с 1928 по 1931 г. прот. Николай Околович служил в Ильинской церкви ежедневно.
В 1929–1931 гг., во время пребывания на Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), прот. Николай Околович был назначен благочинным городских церквей Витебска и являлся верным помощником своему правящему архиерею в деле возрождения закрытых приходов и их возвращения из обновленческой юрисдикции. В это время из обновленчества удалось вернуть около 40 приходов. Часто прот. Николай возглавлял торжественные богослужения во вновь открывшихся церквях, как это было в Дорогокуповской церкви, когда на богослужение собралось несколько тысяч человек.
В 1929 г. прот. Николай Околович по непосредственному указанию митрополита Сергия (Страгородского) и благословению архиепископа Николая (Покровского) подготовил докладную записку на имя митрополита Сергия о церковно-историческом значении Витебска на предмет размещения в нем органа автономного управления Белорусской Церкви. Поводом для этого явилось рассмотрение Советом народных комиссаров РСФСР проекта о церковной автономии в Белоруссии по примеру соседней Украины.
Такая активность престарелого священника не приветствовалась богоборческой властью. Прот. Николай Околович был арестован 24 апреля 1931 г. и помещен в Витебскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации. Виновным себя он не признал.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 г., согласно ст. 72 и 76 УК БССР, Николай Околович был освобожден из-под стражи с лишением права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года, что фактически означало высылку из Витебска. В то нелегкое время ссылка была тяжелым испытанием: ссыльный добирался до назначенного ему места либо под конвоем, либо самостоятельно, но в любом случае на новом месте его ожидало поражение в правах, отсутствие работы, голод, болезни и, как следствие – преждевременная смерть.
Николай Околович в это время находился в преклонном возрасте – на момент осуждения ему уже исполнилось 68 лет, и пятнадцать месяцев пребывания в тюрьме во время следствия окончательно подорвали его здоровье. По свидетельству его сына – Петра Николаевича Околовича (впоследствии также арестованного и расстрелянного в 1937 году) – прот. Николай Околович скончался в заключении в 1934 году. Место заключения и мученической кончины, а также причина смерти о. Николая остались неизвестными.
Протоиерей Николай Околович был реабилитирован 12 сентября 1989 г. прокуратурой Витебской области согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15.01.1989 г.
В период с 1922 по 1931 гг., в это тяжкое время испытания единства Православной Церкви, протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в противостоянии обновленческому расколу в Витебске.
С 1922 по 1927 гг. во время ссылки своего законного архиерея – сторонника Патриаршей Церкви архиепископа Иннокентия (Ястребова), Околович объединял вокруг себя священнослужителей и мирян, оставшихся верными Патриаршей Церкви, мужественно добиваясь от богоборческой власти разрешения для создания отдельного от обновленцев епархиального управления для патриарших (тихоновских) приходов. И в январе 1926 г. эта цель была достигнута, что избавило сторонников Патриаршей Церкви от обвинения в незаконной религиозной деятельности и массовых арестов.
В условиях, когда богоборческая власть препятствовала нормальной организации церковной жизни, силой насаждая внутрицерковный раскол, многие священнослужители, оказавшиеся в обновленческом расколе, часто только из-за угрозы репрессий опасались оставить его и воссоединиться с Патриаршей Церковью, а сторонники Патриаршей Церкви из-за той же угрозы были малоактивны в церковной жизни. На этом фоне церковную деятельность прот. Николая Околовича можно назвать бесстрашным исповедничеством веры Христовой с готовностью пострадать за Него даже до смерти.
С такой же ревностью Николай потрудился и в 1929–1931 гг., когда на Витебской кафедре пребывал архиепископ Николай (Покровский). Несмотря на старческую немощь и тяжкие болезни, 80-летний владыка Николай энергично добивался возобновления церковных служб в ранее закрытых церквях и присоединения к епархии приходов, отпавших в обновленчество. Владыке Николаю было запрещено посещать приходы епархии, и прот. Николай Околович стал первым помощником своего архиерея, проявив себя неутомимым организатором возрождения церковной жизни в епархии, отринув при этом боязнь ареста и несправедливого осуждения.
В годы гонений на Православную Церковь, стяжав нелегкими духовными трудами высокий авторитет и признание среди духовенства и мирян, воспитав в себе духовную мудрость, любовь к молитве, личную скромность и нестяжание, прот. Николай Околович помог колеблющимся утвердиться в православной вере, мятущимся душам – обрести мир душевный и прекратить вражду, а отпавшим в раскол – вернуться к Матери Церкви. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Абельская, Е. Из тлена забвения / Е. Абельская // Народнае слова. – 2007. – 6 лістап. – С. 4.
2. Бычковская, О. Витебский миротворец [иерей Николай Фомич Околович] / О. Бычковская // Витебский проспект. – 2011. – 8 сент. – С. 3.
3. Гарыдавец, У. Мікалай Міратворац / У. Гарыдавец // Герой працы (Шумiлiна). – 2006. – 4 жн. – С. 7.
4. Горидовец, В. Митрофорный протоирей Николай Околович / В. Горидовец // Минские епархиальные ведомости. – 2006. – № 2. – С. 65–67.
5. Горидовец, В. Митрофорный протоиерей Николай Околович и его время (по материалам архивного уголовного дела) / В. Горидовец // Архiвы i справаводства. – 2006. – № 5. – С. 99–103.
6. Кононович, И. Новомученики Витебской земли / И. Кононович // Ступени. – 2007. – № 4. – С. 34–35.
7. Костюкевич, В. Небесные заступники Витебска / В. Костюкевич // Вiцебскі рабочы. – 2007. – 6 лістап. – С. 1, 5.
8. Лукович, Н. Свет пред людьми / Н. Лукович // Народнае слова. – 2007. – 6 лістап. – С. 4.
9. «Мой прадед – священномученик» / подгот. Н. Крупица // Віцьбічы = Витьбичи. – 2022. – 9 июня. – С. VІІ. – (Прил.: Вечерний Витебск).
10. Николина, В. Студентам – о витебских новомучениках / В. Николина // Наше православие. – 2017. – Март (№ 3). – С. 2.
11. Священномученик Николай Околович // Небесные заступники земли Белорусской : жития святых / авт.-сост. И. Токарева. – Минск ; М., 2020. – С. 191–193.
12. Священномученик Николай Околович, пресвитер Витебский // Православные святые земли Белорусской = Праваслаўныя святыя зямлі Беларускай = Orthodox saints of the Belarusian Land / [сост. прот. Ф. Кривонос, Л. Анцух ; ред. Л. Е. Кулаженко и др. ; пер. на англ. Н. Ю. Карасевой]. – Минск, 2014. – С. 167. – (Наши духовные ценности = Нашы духоўныя каштоўнасці = Our spiritual values ; вып. 6). 

Mobirise

Mobirise web maker - Find out