Преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский
Дата рождения: 15 июля 1901 г.
Место рождения: Минская губерния, Ляховичская волость, д. Подлесье
Дата гибели: предположительно 5 марта 1946 г.
Место гибели: лагерь в Горьковской области
День памяти: 6 сентября;
в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящая);
в Соборе белорусских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице
Родился отец Серафим (в миру – Роман Романович Шахмуть) в 1901 г. в крестьянской семье. Отца звали Роман, мать – Елена. Мальчик рос в послушании у родителей и помогал по дому. С детства он тянулся к церковной жизни. В 1915 г. умер глава семьи, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери, но, несмотря на тяжелое материальное положение, Роман Шахмуть заканчивает в свое время двухклассное Ляховичское народное училище. В 1916 г. он стал послушником в Минском Свято-Духовом мужском монастыре. Через год вынужден был вернуться на родину, чтобы помогать овдовевшей матери.
В 1921 г. Роман стал псаломщиком и служил в церкви Рождества пресвятой Богородицы в деревне недалеко от Пинска.
25 июня 1922 г., чувствуя в себе монашеское призвание, Роман отправился в Свято-Успенский Жировичский монастырь, где настоятельствовал архимандрит Тихон (Шарапов). 1 апреля 1923 г. Роман Шахмуть пострижен в монашество с именем Серафим. В монастыре нес клиросное послушание, так как обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. В 1926 г. его рукоположили в иеродиакона. В этом сане он руководил монастырским хором и выполнял обязанности эконома. Серафим пользовался большим уважением среди братии монастыря.
В 1930-х годах иеродиакона Серафима рукополагают в иеромонахи.
Иеромонах Серафим (Шахмуть) в 1930-е годы
Фотография с сайта https://zhirovichi-monastery.by
В это же время он сходится с опальным архиепископом Пантелеимоном (Рожновским), находившимся в Жировичском монастыре в заточении за непризнание автокефалии Польской православной церкви (1925 г.).
В конце 1939 г. владыка Пантелеимон возвел отца Серафима в сан игумена, а затем и в сан архимандрита.
В августе 1941 г. по благословению архиепископа Пантелеимона архимандрит Серафим и иерей Григорий Кударенко покинули Жировичский Свято-Успенский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где она была разрушена в довоенный период.
Архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий (Кударенко)
Фотография с сайта https://zhirovichi-monastery.by
По родному краю миссионеры путешествовали на лошадях, чтобы охватить своей проповедью как можно больше населенных пунктов. В каждом селении они собирали среди верующих прошения на имя Владыки Пантелеимона с просьбой об открытии приходских храмов. Везде, где только были они, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали.
В январе 1942 г. вновь отправились в путь, на этот раз в Восточную Беларусь с той же целью миссионерской проповеди.
На Вербное Воскресенье они приехали в г. Сенно, где совершили первое богослужение, на котором присутствовало свыше 1000 молящихся. Там же было крещено более 200 детей, как и в ряде других мест, через которые лежал путь отцов-миссионеров.
Накануне праздника Святой Пасхи отец Серафим и отец Григорий прибыли в Витебск и остановились в Казанской церкви (Марковщина), где их также исключительно радостно приняли прихожане. Там у них состоялась беседа с редакцией газеты «Новый путь», в которой миссионеры поделились своими впечатлениями от своего трехмесячного путешествия из Минска в Витебск. Они сообщили, что во всех церквях их встречали исключительно радостно, повсюду чувствовалось, что народ нуждается в духовной помощи Церкви. В редакцию вышеуказанной газеты впоследствии отцом Серафимом была написана краткая корреспонденция:
«Народ энергично очищает храмы от колхозного зерна, а переделанные под клубы и театры церкви – от мебели и мусора... Народ в открываемые церкви несет сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, Антиминсы и церковные принадлежности, помогает ремонтировать церкви, посещает их, молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены без напутствия и погребения... Церкви посещают даже молодежь и дети. Храмы в большие праздники переполнены до отказа».
После Витебска Серафим (Шахмуть) и Григорий Кударенко направились в Оршу, по дороге остановившись в Богушевске, где многих крестили. Затем посетили Быхов, Жлобин, Могилев и другие города и веси Восточной Беларуси. Позже они остановились в Гомеле, сделав его центром своей проповеди.
Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь, собрав 30 сестер. Везде, где побывал Серафим (Шахмуть), собирались материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенный период.
Во время путешествий проповедникам доводилось бывать в самых разных ситуациях, иногда, казалось бы, безвыходных. Так, в одном из городов у отца Серафима образовался абсцесс. Болезнь прогрессировала, врач сказал, что ничем помочь не может. Но однажды отец Серафим услышал голос, повелевавший ему перейти из спальни, где он находился, на кухню и позвать к себе друга отца Григория. Через мгновение, как только они оказались на кухне, в дом, в котором находились, попала бомба и осколком вскрыло абсцесс больного, гной вытек, а спустя некоторое время отец Серафим совершенно выздоровел.
В июне 1944 г. проповедники переехали из Минска в Гродно, где ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых. Там в сентябре их и арестовали. Пять дней длился допрос на месте, затем арестованных перевезли в минскую тюрьму. Из протоколов допроса известно, что им предъявили обвинения в сотрудничестве со спецслужбами Германии и в прочих совершенно надуманных преступлениях. На самом же деле они были арестованы за свою подвижническую миссионерскую деятельность в годы оккупации. Неслучайно во время следствия именно этому аспекту их деятельности уделялось особо пристальное внимание. На допросах осужденные держались мужественно, не скрывая от следствия своих взглядов.
Следствие продолжалось 10 месяцев, так ничего не выяснив из деятельности проповедников. Особым совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 г. обоим был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Их отправили в лагеря Горьковской области. Там поместили в разных местах, в 12 км друг от друга. Но им все же удавалось поддерживать отношения между собой. Отец Григорий знал о смерти отца Серафима.
Меньше, чем через год при неизвестных обстоятельствах архимандрит мученически скончался. По официальным данным отец Серафим скончался от сердечной недостаточности.
Икона преподобномученика Серафима в Свято-Успенском Жировичском монастыре
Фотография с сайта https://obitel-minsk.ru
22 сентября в Минской духовной академии состоялась презентация книги протоиерея Феодора Кривоноса «Незабвенный пастырь преподобномученик Серафим (Шахмуть)».
В книге отец Феодор рассказывает о жизненном пути архимандрита Серафима, его аресте и мученической смерти, а также о том, какую роль подвиг отца Серафима и других новомучеников сыграл в истории белорусского Православия.
Книга отца Феодора Кривоноса дает возможность читателям увидеть копии важных архивных документов и протоколов допросов мученика, а также предлагает сделать свои выводы из его служения, его жизненных принципов и мученического кончины.
Прмч. архимандрит Серафим был канонизирован Белорусской Православной Церковью 12 декабря 1999 г. как один из 23 новомучеников и исповедников Минской епархии.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кривонос Ф. П., прот. Преподобномученик Серафим (Шахмуть): жизнь и пастырские труды / протоиерей Феодор Кривонос // «ΧΡΟΝΟΣ» : церковно-исторический альманах. – 2015. – № 2. – С.85–96.
2. Коротчук, К. Миссионерское служение отца Серафима / К. Коротчук // Наше православие. – 2016. – Май (№ 5). – С. 5.
3. Миссионеры военных лет // Лекции по истории Православной Церкви Беларуси / прот. Ф. Кривонос. – Минск, 2012. – С. 231–238.
4. Преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский: память 24 августа / 6 сентября // Небесные заступники земли Белорусской : жития святых / авт.-сост. И. Токарева. – Минск ; М., 2020. – С. 237–241.
5. Преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский // Православные святые земли Белорусской = Праваслаўныя святыя зямлі Беларускай = Orthodox saints of the Belarusian Land / [сост. прот. Ф. Кривонос, Л. Анцух ; ред. Л. Е. Кулаженко и др. ; пер. на англ. Н. Ю. Карасевой]. – Минск, 2014. – С. 149. – (Наши духовные ценности = Нашы духоўныя каштоўнасці = Our spiritual values ; вып. 6).
Website was designed with Mobirise