ЛИКИ СВЯТОСТИ

Mobirise

Исповедник Витебский Владимир Николаевич Еленевский


Mobirise

Дата рождения: 7 июня 1874 (1872) г.
Место рождения: Витебская губерния, Велижский уезд, с. Плоское
Дата преставления: 8 апреля 1954 г.
Место преставления: г. Витебск
День памяти: 8 апреля

Владимир Николаевич Еленевский родился 7 июня 1874 г. в с. Плоское Велижского уезда Витебской губернии в семье протоиерея Плосковской Рождества Богородицкой церкви Николая Гавриловича Еленевского и Анастасии Васильевны Еленевской. После окончания (май 1896 г.) Витебской духовной семинарии Владимир Николаевич некоторое время трудился в духовном ведомстве и одновременно готовился к поступлению в Ярославский Демидовский лицей.
Но в январе 1900 года он был зачислен на юридический факультет в Императорский Юрьевский университет (совр. г. Тарту, Эстония), который успешно закончил в 1904 г.
С 1904 по 1917 гг. Еленевский В. Н. работал судебным следователем Витебского Окружного суда в г. Двинске и г. Дриссе. В этот период он женился на Вере Викторовне Еленевской, уроженке г. Дрисса, у них родились сын и две дочери. Во время Первой мировой войны их семья покинула обжитые места, и к 1919 году все они проживали в Витебске. Вера Викторовна работала учительницей в 28-й школе I ступени г. Витебска, а Владимир Николаевич работал народным следователем Витебского Окружного суда.

Mobirise

В 1918 г. взамен упраздненной Витебской Духовной консистории был создан Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии на выборных началах.
Для участия в работе Епархиального совета от мирян был избран Еленевский. Он заведовал бракоразводным столом. Этот Епархиальный совет просуществовал полтора года и был закрыт по требованию Витебского губисполкома в начале 1921 г.
После этого Владимир Николаевич служил несколько лет в Витебской городской управе, а затем был переведен в губернский уголовный розыск следователем-инструктором. Из уголовного розыска он был отозван в Витебское уездное бюро юстиции, где работал участковым народным следователем до 1925 г.
В 1922 году, во время изъятия церковных ценностей, Владимир Николаевич не скрывал своего отрицательного отношения к фактическому ограблению церквей. Со стороны богоборческой власти прямого наказания за это не последовало, зато внезапно по месту работы Владимира Еленевского и его жены началось следствие об их служебных злоупотреблениях.
Обвинение было надуманным и свидетельскими показаниями не подтвердилось. Так получилось, что в ходе расследования опрошенные люди рассказывали о практическом воплощении Владимиром Николаевичем христианских идеалов в своей жизни: в частности, о безвозмездном оказании помощи Еленевским В.Н. нуждающимся людям.
Тем не менее, постановлением заседания Витебского губернского революционного трибунала от 9 сентября 1922 г. Еленевский В. Н. был приговорен по ст. 46 и ст. 105, ч.2 УК БССР к лишению свободы со строгой изоляцией на 1 год с последующим запретом работать следователем в течение трех лет. Его жену, Веру Викторовну Еленевскую, приговорили по ст. 189 УК БССР к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.
В тюрьме, чтобы усилить страдания, Владимира Николаевича отправили вместе в одну камеру с его бывшими подследственными по уголовным делам.
В ноябре 1922 г. из тюрьмы Еленевский был освобожден. А вскоре Владимир Николаевич овдовел, так как здоровье жены от таких испытаний сильно пошатнулось.
С 1 октября 1925 года Владимир Николаевич был уволен с должности народного следователя и стал безработным. Надо было поднимать троих детей, и он зарабатывал средства на жизнь юридическими услугами: оформлением жалоб и заявлений, консультациями. Семья жила бедно, помогал брат, Феофил Владимирович Еленевский, живший в Велижском районе. В феврале 1926 г. Владимир Николаевич пытался устроиться на работу по специальности в органы юстиции Крыма, но безуспешно.
В 1926 г. Еленевский В. Н. был вновь избран в Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии. Интересно знать, что в 1926–1929 гг. кандидатура Владимира Николаевича Еленевского предлагалась для рукоположения в епископа на Полоцко-Витебскую кафедру. Этот факт, несомненно, свидетельствует о духовном авторитете Владимира Николаевича среди православных Витебска.
В 1929–1931 гг., во время пребывания на Полоцко-Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), Владимир Николаевич, как опытный юрист, оказал неоценимую помощь в возобновлении деятельности закрытых приходов и их возвращении из обновленческой юрисдикции.
Такая деятельность не осталась незамеченной со стороны богоборческой власти, и с 21 марта 1931 г. Владимир Николаевич был вынужден отказаться от единственного источника дохода – своей частной юридической деятельности по причине непосильного налога.
1 июня 1931 года он был арестован и помещен в Витебскую тюрьму.
О сложной обстановке того времени говорит такой факт, что после ареста Еленевского Витебский финотдел требовал уплаты налога за его юридическую деятельность от несовершеннолетней дочери Владимира Николаевича.
Еленевский В. Н. обвинялся в том, что являлся членом группы Истинноправославной церкви, вдохновляя население на массовые волнения, и вел активную антисоветскую агитацию. На допросе он держался твердо, виновным себя не признавал. Называл себя убежденным верующим и отрицал связь с обновленцами. При обыске у него была изъята молитва собственного сочинения.

Наши муки ада и гнета
Отврати от нас скорей
Обрадуй радостью великой
Семейства наши и друзей.


В 1932 г. было принято решение Еленевского В. Н. из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года. Фактически это означало ссылку.
Возможно, что срок приговора Еленевский отбывал в Орловской области, так как в 1934 г. он обращался в Орловский горисполком с ходатайством о восстановлении в правах. В Витебск Владимир Николаевич вернулся с инвалидностью II группы.
После начала Великой Отечественной войны и оккупации в июле 1941 г. Витебска Владимир Николаевич также принимал активное участие в возрождении церковной жизни.
В материалах фонда Витебской городской управы Госархива Витебской области уже 13 августа 1941 года Еленевский В. Н. упоминается как заведующий церковным отделом Витебской городской управы, но проработал он сравнительно недолго. В сентябре 1941 года Владимир Николаевич был уволен с этой должности немецкими оккупационными властями.
В газете «Новый путь» (Витебск) № 48 от 27.06.1943 г. было опубликовано сообщение о проведении в Витебской Покровской церкви съезда представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии для избрания административного церковноприходского центра. На этом съезде юрист Еленевский Владимир Николаевич был избран членом Окружного благочиннического управления. На съезде было принято решение об организации при Полоцко-Витебской епархии пастырских курсов, где в числе преподавателей был и Еленевский.
Осенью 1943 г. в связи с приближением линии фронта немецкие власти проводили эвакуацию гражданского населения на запад. В связи с этим Еленевский в октябре 1943 г. выехал в г. Дрисса (совр. г. Верхнедвинск), где преподавал Закон Божий в местной гимназии.
После освобождения Белоруссии от фашистской оккупации в 1944 г. Владимир Николаевич переехал в Минск, где до 1947 г. трудился юрисконсультом в Минском епархиальном управлении при архиепископе Василии (Ратмирове).
Только в 1948 г. В. Н. Еленевский вернулся в Витебск. Несмотря на преклонный возраст, этот период его жизни был также плодотворным в отношении церковной жизни. Он состоял в переписке и имел личные встречи с Минским архиепископом Пименом (Свиридовым). По просьбе архиепископа Пимена (Свиридова) Владимир Николаевич написал очерк по истории Витебской епархии в 1920–1930-е годы в связи с возникновением обновленческого раскола. Имея в послевоенный период заслуженный авторитет и признание у высших иерархов Церкви, Еленевский, тем не менее, находился в бедственном материальном состоянии, но и здесь он в первую очередь ходатайствовал перед высшей церковной властью не о себе, а о тех людях, кто много потрудился в деле духовного возрождения.
Прожив долгую жизнь, в которой вопреки внешним скорбным обстоятельствам было проявлено исповедническое стояние в православной вере, Владимир Николаевич Еленевский скончался в Витебске 8 апреля 1954 г.
Он был реабилитирован 12 сентября 1989 года прокуратурой Витебской области. 

ЧУДЕСА СВЯТО-ТРОИЦКОГО МАРКОВА МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В ВИТЕБСКЕ

Новости Витебска. Витьбичи. 18 декабря. 2022 г.

Уникальность судьбы Владимира Николаевича Еленевского состоит в том, что он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена. Его активная христианская позиция проявилась в непростое время гонений на Церковь, но профессионализм юриста и мудрость, сопряженные с горячей верой в Бога, позволили Владимиру Николаевичу занять верную позицию в неравном диалоге с богоборческой властью и не только пережить суровое время испытаний, но и принести громадную пользу Церкви и людям.

Mobirise

Почитание

Решением Синода Белорусской Православной Церкви 4 ноября 2007 г. исповедник Владимир прославлен в лике святых земли Белорусской.
На территории Маркова монастыря находится могила святого Владимира, исповедника Витебского. К захоронению святого постоянно идут люди с мольбами, многие исцеляются, получают помощь. И каждому дается по вере.
Наместник Маркова монастыря и братия почитают его как великого чудотворца Витебской земли. Письменно подтверждены уже два факта чудес святого исповедника Владимира. Братия готовится к обретению его мощей, святому исповеднику Владимиру был составлен молебен, а позже написан акафист, что является редкостью для белорусских святых. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Абельская, Е. Из тлена забвения / Е. Абельская // Народнае слова. – 2007. – 6 лістап. – С. 4.
2. Горидовец, В. Владимир Николаевич Еленевский: жизнь православного христианина / В. Горидовец // Минские епархиальные ведомости. – 2006. – № 3. – С. 71–73.
3. Горидовец, В. Ревнитель православия / В. Горидовец // Царкоўнае слова. – 2007. – № 42. – С. 4–5.
4. Горидовец, В. Юрист, правозащитник, поборник православия / В. Горидовец // Юстыцыя Беларусi. – 2006. – № 4. – С. 66–67.
5. Кононович, И. Новомученики Витебской земли / И. Кононович // Ступени. – 2007. – № 4. – С. 34–35.
6. Коротчук, К. Памяти исповедника Владимира / К. Коротчук // Наше православие. – 2014. – Апр. (№ 4). – С. 5.
7. Костюкевич, В. Небесные заступники Витебска / В. Костюкевич // Вiцебскі рабочы. – 2007. – 6 лістап. – С. 1, 5.
8. Кривонос, Ф. Возрождение церковной жизни на Витебщине (вторая половина 1941 г.) / прот. Ф. Кривонос // Наше православие. – 2017. – Апр. (№ 4). – С. 3.
9. Крупица, Н. «...Тогда идя путем, заблудил к монастыреви...» / Н. Крупица // Віцьбічы = Витьбичи. – 2022. – 27 дек. – С. 7.
10. Лукович, Н. Свет пред людьми / Н. Лукович // Народнае слова. – 2007. – 6 лістап. – С. 4.
11. Николина, В. Студентам – о витебских новомучениках / В. Николина // Наше православие. – 2017. – Март (№ 3). – С. 2.
12. Чудеса Свято-Троицкого Маркова мужского монастыря в Витебске [Видеозапись] // Vitbichi.by. – Режим доступа: https://youtu.be/j_k9HaUm9Q0. – Дата доступа: 11.05.2023. 

Mobirise

Web page was started with Mobirise