ГЛОССАРИЙ

Mobirise

Глоссарий – словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Раскол церковный – нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах, но по обрядовым, каноническим или дисциплинарным мотивам. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками. Раскол следует отличать от других форм вероотступничества – ереси и самочинного сборища.

Обновленчество – реформистское (по сути – раскольническое) движение в Русской Православной Церкви послереволюционного времени, существовавшее в 1920–1940 гг. и имевшее своей целью приспособить деятельность церкви к изменившейся политической обстановке в стране и повлекшее за собою временный раскол Русской Православной Церкви, преодоленный лишь в середине 1940 гг.

Русская Православная Церковь – самая крупная из Автокефальных (Поместных) Православных Церквей. Образовалась в конце 10 века. Автокефалию получила в 1448 г., а патриаршество – в 1589 г. С 1721 г. по 1917г. возглавлялась Святейшим Синодом, с 1917 г. и по настоящее время – Патриархом. Имеет десятки тысяч приходов в России и за рубежом, объединенных в благочиния, а те, в свою очередь, в епархии, возглавляемые архиереями. Главные органы управления – Поместный и Архиерейский соборы и Священный Синод во главе с Патриархом.

Белорусская Православная Церковь – каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси, имеющее статус экзархата. Состоит из епархий на территории Республики Беларусь. Управление осуществляет патриарший экзарх, который избирается Священным Синодом Русской Православной Церкви и назначается указом патриарха Московского и всея Руси. Экзарх является правящим архиереем Минской епархии, а также одним из постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Учрежден решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви в октябре 1989 г.

Собор Белорусских святых – празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Празднуется в третью неделю по Пятидесятнице. Установлен 3 апреля 1984 г. по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Поместная Церковь – в Православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств. Вселенская Православная Церковь состоит из отдельных Православных Церквей, которые, в свою очередь, включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы.

Экзархат – крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположена главная резиденция патриарха. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен Патриарху и Синоду, хотя в то же время пользуется определенной самостоятельностью.

Экзарх – наделенный определенной самостоятельностью управляющий крупной и обособленной церковной областью – экзархатом.

Митрополия – объединение епархий, расположенных близко друг к другу географически. Исторически, митрополии появлялись в главных городах провинций и регионов. Во главе каждой митрополии стоит митрополит.

Митрополит – епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу.

Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Благочиние – часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Приход – церковная община христиан, которые ведут воцерковленную жизнь, объединенная вокруг одного храма. В нее входят не только священнослужители, но и все православные христиане, участвующие, в первую очередь, в ее богослужебной жизни. 

Церковная иерархия — это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Степени священства
Облачения священства: архиерей, священник, диакон

Постриг – обряд посвящения в монашество. При постриге постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто монахом. Монашескому постригу предшествует трудничество и послушничество.

Братия – монашеская община одного монастыря.

Трудник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии.

Послушник – человек, готовящийся принять монашество. Он еще не дал монашеских обетов, не принадлежит к монастырскому братству, не называется монахом, не носит монашеского облачения. Он только привыкает к монашескому быту, проходит так называемое испытание послушания. Послушникам со временем выдают скуфью, пояс и подрясник. Его обязанности – исполнять послушания по благословению настоятеля. Человек проходящий испытание послушничества считается уже членом братии монастыря.

Рясофор – иночество, подготовительная степень к принятию малой схимы. При пострижении в рясофор послушник не дает никаких обетов. Облачение инока состоит из подрясника, рясы, камилавки, пояса и четок.

Малая схима, мантия, или собственно монашество 
При пострижении в малую схиму постригаемому изменяют имя; он дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Облачение мантийного монаха состоит из рясы, парамана, клобука, мантии и четок.

Великая схима
Монах великой схимы принимает более глубокую степень отречения от мира. Постриг в великую схиму в главном похож на чин постриг в монашество. Великосхимник дает сугубые монашеские обеты, при этом ему снова изменяют имя. В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от братии, они освобождаются от всех монастырских послушаний, кроме служения Литургии и духовничества. Облачение схимника составляют ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечный капюшон), мантия, четки, пояс, хитон.

Святой – личность, особенно чтимая за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей. В православии существует несколько категорий святости, именуемых ликами. Нередко эти лики имеют свои уточнения, а порой святой имеет несколько ликов.

Канонизация – подтверждение факта святости конкретного человека для всех православных христиан. Причисление умершего человека к лику святых узаконивает почитание почившего праведника как святого. Основные критерии для канонизации в Русской Православной Церкви: праведная жизнь, соблюдение канонов Православия, народное почитание и чудотворения. Отдельный пункт – мученическая кончина. Все сведения собираются и фиксируются для рассмотрения комиссией по канонизации, опрашиваются свидетели и исцеленные (если такие есть). Процедура канонизации длительное время не была как-то регламентирована или установлена.
Сегодня в Русской Православной Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:
• праведная и благочестивая жизнь;
• дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
• сохранность тела без тления;
• соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
• страдания или смерть за веру.
Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека – это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Агиография – отрасль церковной литературы, занимающаяся изучением житий как памятников религиозной литературной истории, а так же богословскими и историко-церковными аспектами святости.

Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.

Патерик – сборник жизнеописаний подвижников благочестия той или иной области, того или иного монастыря, или житий святых отцов Церкви. Может включать в себя краткие поучения этих отцов.

Месяцеслов или святцы – календарь с указанием имен святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Содержит имена святых и дни их памяти. Иногда добавляют краткое житие и молитвы. Включение в месяцеслов означает, что теперь Церковь в установленные дни будет поминать и этих святых, их имена можно будет нарекать при Крещении, в честь них могут освящаться храмы. 

ЛИКИ СВЯТОСТИ
Благоверные – правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе.

Великомученики – святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения.

Исповедники – святые, которые не предали веру и открыто ее проповедовали во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний оставались живы.

Мученики – святые, которые были казнены за исповедание христианской веры. Пожалуй, это самая большая часть православных святых.

Праведные – обычные верующие христиане, а также женатые священники, которые прославились своей праведной жизнью.

Преподобномученики – монахи, которые потеряли жизнь за свою веру.
Преподобные – монашествующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью.

Равноапостольные – святые, которые в своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в тех краях, где оно прежде было неведомо.

Святители – представители верховной церковной власти (архиереи), которые прославились своей праведной христианской жизнью.

Священномученики – священники, которые приняли мученическую кончину за свое служение.

Чудотворцы – подвижники, которые прославились своими сотворенными чудесами в ответ на молитвословия.

Юродивые или блаженные – святые, которые в обычной жизни принимали вид сумасшедших, выглядели как умалишенные. При этом они часто прорицали будущее, точно обличали пороки других людей. 

Храм – строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых – литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило – с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домовый храм).

Церковь – у этого слова несколько значений. Первое – это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе – это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь – это синоним слова «храм».

Собор – главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным – то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра – это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.

Часовня – малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.

Монастырь – уединенное жилище. Место жизни монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также понимают общину монашествующих под руководством настоятеля.

Лавра – крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь.

УСТРОЙСТВО ХРАМА
Алтарь – это святая святых христианского храма. Он расположен в восточной части храма, и именно там, на Святом престоле, совершается главное таинство христианства – Евхаристия, преосуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви.

Престол – стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи, на котором изображено положение Спасителя во Гроб, также на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. В нем также вшита частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа. Антиминс располагается на престоле.

Жертвенник – стол у северной стены алтаря, слева от престола. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Традиционно иконы в иконостасе обычно располагаются в пять рядов, каждый ряд имеет свои смысл и название. Расположение икон строго определено. В первом ряду, справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева – икона Богородицы. Справа от Спасителя – храмовая икона, в честь которого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах – иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Так же здесь расположены Диаконские врата, справа и слева от Царских врат. Второй ряд иконостаса – праздничный. Третий ряд называется деисусным, что значит «моление». Четвертый ряд – пророческий. Пятый ряд – праотеческий.

Средняя часть (или собственно храм) – основное место, предназначенное для прихожан, где при церковном богослужении находятся молящиеся. В центре средней части расположен аналой с иконой того или иного праздника. Средняя часть храма символизирует обновленный, безгрешный мир. При этом ее нижний уровень означает земную, а верхний – небесную область бытия.

Притвор – западная часть храма, примыкающая к входу. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития на великих вечернях, чин оглашения и другие. Здесь же находится церковный ящик, где можно купить свечи, иконы, взять просфору или заказать требы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Паперть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Ризница – помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клирос располагается на обоих концах солеи или на балконе.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу. Это может быть часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка. Трапезная предусматривает наличие кухни и кладовой.

БОГОСЛУЖЕБНАЯ УТВАРЬ
Напрестольное Евангелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола.

Напрестольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие.

Семисвечник – особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова, полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест – большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места – у правого угла престола.

Дарохранительница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.

Дароносица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся:
1. Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой;
2. Ковшик (маленькая чаша);
3. Лжица (серебряная ложка, используемая для Причащения);
4. Иногда в дароносице есть сосуд для вина.

Дикирий – подсвечник для двух свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Трикирий – подсвечник для трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Кадило – металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола).

ЦЕРКОВНОЕ УБРАНСТВО
Аналой – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы, богослужебные книги и другие церковные принадлежности.

Канун – невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой об упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Киот – это особая большая рама для иконы.

Лампада – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Мощи – останки тел людей, причисленных после кончины к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания. Мощи не обязательно должны быть нетленными в прямом смысле. Древнюю практику совершения литургии на мощах мучеников ввел в правило VII Вселенский Собор, состоявшийся в г. Никее в 787 г. С тех пор святые мощи, вшитые в антиминс – неотъемлемый атрибут литургии, без которого это самое главное богослужение Церкви просто не может совершаться.

Паникадило – большая люстра или светильник в храме. Включается в особо важные моменты богослужения.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста.

Рака – ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.

Хоругвь – это священное церковное знамя с изображением Спасителя, Богородицы, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Такие изделия используют в христианских праздниках, чаще всего во время крестного хода – торжественного шествия со священниками во главе. 

Mobirise

Made with Mobirise website software